Сокрушительный кризис маскулинности и педагогики в новом фильме одного из главных мэтров современного авторского кино. Российская премьера в программе «Уроки радости и боли. Режиссер Динара Асанова».
О сухой траве
- Дата:
- 18 мая 2024,
19:00–22:30
- Возрастные ограничения
- 18+
Kuru Otlar Üstüne
2023, Нури Бильге Джейлан | Nuri Bilge Ceylan
Турция—Франция—Германия—Швеция
197 мин., тур. с рус. субт.
В ролях: Дениз Джелилоглу, Мэрвэ Диздар, Мусаб Экиджи, Эдже Багджи
«Ты еще молод», — слышит школьный учитель рисования Семет то от одного, то от другого знакомого. Семет и рад бы этим словам верить, тем более что вот-вот истечет обязательный пятилетний срок его работы по распределению в сельской глуши на дальних рубежах Анатолии, а значит, он сможет вернуться в Стамбул, или как он сам говорит, «в цивилизацию». Но редеющие волосы на голове и навязчивые мысли о собственной ничтожности и о времени, попусту потраченном в этих суровых, горных и снежных местах, намекают на обратное: Семет ближе к среднему возрасту, чем к молодости. А его и без того хрупкое эго терпит еще один неожиданный удар, когда пара учениц обвиняет педагога в непристойном поведении.
Кадр из фильма «О сухой траве», 2023
«О сухой траве» — самый длинный фильм Джейлана. Кроме того, это одна из самых гипнотических работ в его карьере, и уж точно один из лучших фильмов этого года — да и любого другого.
— Бильге Эбири, Vulture
«О сухой траве» не был бы фильмом Нури Бильге Джейлана, если бы этот инцидент оказался в нем центральным. Последствия обвинений не столько определяют сюжет, сколько катализируют смятение Семета — по отношению к людям вокруг, к этой земле, но в первую очередь к самому себе. Это смятение, кажется, является неотъемлемой частью маскулинности во всех ее противоречиях — и оно движет всем фильмом: персонажи пытаются выплеснуть его в долгих, напряженных диалогах, в морально спорных махинациях и тревоге столь сильной, что ее можно увидеть так же, как окутывающий горы туман.
Нури Бильге Джейлан — наверное, не первое имя, всплывающее, когда задумаешься о современных наследниках Динары Асановой. Но стоит присмотреться к его фильмам внимательнее — и обнаружится схожая с асановской чувствительность к поступкам совестливым и бессовестным, к отраве маскулинности и драме женственности, к урокам радости и боли, убедительным вне зависимости от того, ведет ли их персонаж или судьба преподает их ему самому.