Сайт VAC

Здесь были мы. Книжная коллекция

Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Подборка к выставке «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» включает книги о модной индустрии России, творчестве дизайнеров и влиянии массовой культуры на историю костюма.

T

Фото: Гоша Бергал

Авторы проекта сконцентрировали внимание на становлении и эволюции российской модной индустрии со времен распада СССР до середины 2000-х годов. Тематическая книжная подборка, сопровождающая экспозицию, освещает разнообразные аспекты становления и развития модной индустрии: влияние на нее массовой культуры, творческое наследие дизайнеров, роль архивов.

На страницах исследований, монографий и альбомов читатель обнаружит исторический и аналитический взгляды на эксперименты с костюмом, модные экспозиции XX века и тенденции развития индустрии. Коллекцию составили кураторы выставки Людмила Алябьева и Александра Тумаркина.


Составители

Людмила Алябьева — кандидат филологических наук, историк моды, академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура», редактор книжной серии «Библиотека журнала „Теория моды“» и редактор серии «Ателье» в V–A–C Press.

Александра Тумаркина — культуролог, куратор Дома культуры «ГЭС-2». Специализируется на исследованиях моды и партиципаторных культурных проектах. Участница кураторской группы программы «ГЭС-2: Города».

Колин Хилл. «Мартин Маржела: лексикон стиля»
Книга куратора музея Технологического института моды в Нью-Йорке Колин Хилл посвящена творчеству «золотого мусорщика» Мартина Маржелы, чей стилистический лексикон определил развитие моды на десятилетия вперед.

Миша Бастер. «Перестройка моды»
Исследование повествует о том, что шили и носили художники, модельеры и рок-музыканты конца 1980-х — начала 1990-х, как развивалась неформальная мода и появился панк-кутюр. Для создания книги Миша Бастер собрал интервью с очевидцами, а также использовал архивы фотографов Тимура Гриба и Глеба Косорукова, художников и модельеров Елены Худяковой и Гарика Асса, сканы прессы, материалы Общесоюзного дома моделей одежды и редкие снимки участников альтернативного модного движения.


София Азархи. «Модные люди. К истории художественных жестов нашего времени»
Книга о моде Санкт-Петербурга, автор которой при этом не ограничивается анализом творчества петербургских дизайнеров. Художник и исследователь моды Софья Азархи рассматривает эстетические традиции города, художественные процессы и судьбы ключевых фигур индустрии. С помощью искусствоведческого анализа, интервью с героями, фрагментов мемуарного характера и исторических экскурсов автор описывает зарождение модной среды в Петербурге на рубеже 1980–1990-х годов.

«Теория моды: одежда, тело, культура». Выпуск 69
Способен ли архив с его претензией на открытость и беспредельность, вниманием в том числе к тривиальному, незначительному и эфемерному преодолеть эксклюзивность и элитарность традиционной музейной коллекции? Может ли архивист занять более осознанную и критическую позицию по отношению к материалу и к своему положению того, кто осуществляет отбор, неизбежно формируя нарратив? Вмещает ли архив, предлагая более гибкую и проницаемую рамку, все многообразие одежных и связанных с ними практик? На эти и другие вопросы по-своему отвечают авторы статей, вошедших в этот выпуск журнала «Теория моды».


Олег Цодиков. «Made in dance. Хроники электронной клубной сцены России (1991–1999)»
Иллюстрированный альбом о танцевальном рейв-движении и развитии связанной с ним клубной индустрии. Эти явления оказали значительное влияние на культурный облик постсоветской России. Мода и музыка постоянно пересекались на клубных площадках 1990-х. В издании можно найти хроники электронной сцены, документальные свидетельства современников, фотографии из частных архивов и флаеры вечеринок. Кроме того, в панораму неформальной культуры вошли воспоминания пионеров российского клубного движения и интервью с ними о художественных сквотах, андеграундной моде и стрит-арте.

Франческа Граната. «Экспериментальная мода. Искусство перформанса, карнавал и гротескное тело»
Работа Франчески Гранаты посвящена авангардной моде конца XX века, в том числе творчеству Рей Кавакубо, Мартина Маржелы, Бернарда Вильгельма. Центральная тема — тело и его границы. Исследуя феномен гротескного тела — важный элемент экспериментов модельеров конца XX века, автор опирается на теоретическое наследие Михаила Бахтина.

Джулия Петров. «Мода, история, музеи. Рождение музея одежды»
Как мода проникла в собрания и экспозиции музеев? Когда и как появились первые выставки костюма? Как складывались отношения моды и музея? Канадская исследовательница Джулия Петров рассказывает историю модных экспозиций XX–XXI веков: от Всемирной выставки в Париже в 1900 году до экспозиции Александра Маккуина в Метрополитен-музее в 2011 году.

Михаил Бастер, Елена Федотова и др. «Альтернативная мода до прихода глянца, 1985–1995»
«Альтернативная мода до прихода глянца, 1985–1995» — одна из первых крупных выставок в России о взаимоотношениях отечественной модной сцены и современного искусства. При этом в каталоге находится место рассказу о творчестве и некоторых героев проекта «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993-2005» — например, Андрея Бартенева и дуэта «ЛаРе».


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}