Сайт VAC

Неопознанные технические объекты. Время

Дата:
10 мар–3 мая 2024
Возраст:
Тип:
Место:
Классы
Возрастные ограничения
16+

Третья часть экспериментальной лаборатории, посвященной поиску, исследованиям и созданию технического невероятного.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

«Каждый день в ограниченных областях мы овладеваем временем и осуществляем его обращение». В этом высказывании философ Валериан Муравьев имеет в виду не только неумолимую машину естественного времени, которая позволяет каждому дню случаться и уносит в прошлое все когда-либо существовавшее, но и стремление человека преодолеть этот природный порядок. Техника позволяет нам измерять время, вести его счет — а оно, будто в ответ, подталкивает к своему преодолению.

Чтобы присоединиться к лаборатории, до 7 марта, заполните анкету, а также пришлите нам на community@v-a-c.org   письмо* с темой «Неопознанные технические объекты», прикрепив к нему скан или фото подписанной формы согласия.

Анкета участника 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Форма согласия участника 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

* Сообщая нам свои личные данные, вы даете согласие на их обработку в соответствии с нашей Политикой в отношении обработки и защиты персональных данных.

На встречах лаборатории мы займемся воображаемыми и реальными машинами времени. Это машины постановки времени под вопрос — как с точки зрения его проницаемости для путешествий, так и с точки зрения возможности его (пере)изобретения и производства. Мы обратимся к изобретениям и техническим устройствам, возникающим на границах теории «Причинной механики» ученого-астронома Николая Козырева. Основываясь на его гипотезах, начиная с 1980-х годов энтузиасты разрабатывают так называемые зеркала Козырева — аппараты для взаимодействия с временем и его субъективным и объективным ходом. Опираясь на предположение Козырева о том, что фольга с зеркальным покрытием способна отражать и фокусировать потоки «энергии-времени», его последователи конструируют устройства, которые якобы способствуют возникновению у испытателей особых экстрасенсорных состояний сознания.

— Евгений Кучинов, Иван Спицын


На открытых встречах и закрытых лабораторных практиках мы изучим историю поисков машины времени, обратимся к попыткам изобретения таких аппаратов, а также попробуем воспроизвести этот опыт. Итогом лаборатории станет выставка и парафикциональная лекция, в которой размыта граница между достоверными и выдуманными источниками.

Ведущие лабораторных занятий

Ася Володина — художница, писатель, гейм-дизайнер. Представляла свои работы в России и за рубежом самостоятельно и в сотрудничестве с художественными институциями. Соосновательница «Института овладения временем» (вместе с художником Арсением Жиляевым).

Владислав Жигалов — кандидат технических наук, ассоциированный профессор Satbayev University (Казахстан), основатель и главный редактор «Журнала формирующихся направлений науки» (ЖФНН).

Денис Шалагинов — независимый исследователь, переводчик, редактор платформы lmnt.space.

Кураторы

Сергей Бабкин — куратор программ городской интеграции Дома культуры «ГЭС-2».

Сергей Кочкуров — куратор программ медиации фонда V–A–C.

Евгений Кучинов — философ, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего Балтийского федерального университета имени И. Канта, редактор платформы lmnt.space.

Иван Спицын — художник, независимый исследователь, редактор платформы lmnt.space.

Открытые встречи

Фармакон и панацея: инструменты, от которых ждут большего

Когда: 19 мар, 19:00—21:00
Где:
Библиотека

В современном мире полезных вещей можно выделить две тенденции, во многом противоборствующие. С одной стороны, есть устройства строго функциональные, уникальные и незаменимые. Они образуют область растущей грануляции, когда каждая новая, все более мелкая задача требует специфического инструментария. Им противостоит гораздо более странный, диковинный, едва ли не архаичный мир одиночных инноваций, порой претендующих на то, чтобы стать the next big thing. В отличие от точных инструментов из первой категории, они нацелены на масштабные решения: их создатели хотят предложить не вещи-ключи, но универсальные аппликаторы, приложимые ко всем проблемам. Как может развиваться это противостояние?

Ведущий

Дмитрий Кралечкин — философ, редактор, переводчик, независимый исследователь. Автор книги «Ненадежное бытие. Хайдеггер и модернизм» (М., 2020), член редколлегии журнала «Логос».

Валериан Муравьев и его концепция управления временем

Когда: 26 мар, 19:00—21:00
Где:
Библиотека

Идеи философа Валериана Муравьева берут начало в работах религиозного мыслителя Николая Федорова и его размышлениях о воскрешении мертвых научными средствами. Полностью разделяя христианский и этический пафос Федорова, Муравьев развил идею воскрешения мертвых до концепции полной победы над временем и в своей книге «Овладение временем как основная задача организации труда» (1924) разработал ее уже на чисто научных принципах, актуальных на тот момент. Он опирался на социологию, теорию систем, биологию, математическую теорию множеств, философию Анри Бергсона.

Книга Муравьева написана сложным философским языком и не предлагает конкретных технических решений. Но ее анализ дает основания считать, что автор продумал концепции технологического развития, которые сбываются сегодня. Об этих предвидениях и пойдет речь.

Ведущий

Владислав Софронов — кандидат философских наук. Автор книги «Л. Коммунизм чувственности. Читая Кьеркегора, Пруста, Кафку, Маркса» (2009) и множества публикаций по социально-философским вопросам и проблемам критики современного искусства. Активист социалистического движения.


Машины времени: символические, воображаемые, реальные

Когда: 4 апр, 19:00—21:00
Где:
Библиотека

Счет исторического времени можно вести с того момента, когда наш далекий предок взял в руки первое орудие труда. Оно стало начальной точкой технического развития, в ходе которого человечество пришло к попыткам создать машину времени, на бумаге или в реальности.

Как связаны техника и время? Возможны ли машины, позволяющие управлять временем, противостоять его разрушительному ходу, производить его, путешествовать в нем — и как они могут быть устроены? Обращаясь к фундаментальному вопросу философии техники о сущностной связи между техникой и временем, мы обсудим машины времени из литературных произведений (символические машины), кинематографа (воображаемые машины), а также материальные устройства и факты из жизни их изобретателей.

Ведущий

Евгений Кучинов — философ, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего Балтийского федерального университета имени И. Канта, редактор платформы lmnt.space.

Сценографии времени: техника как театр

Когда: 11 апр, 19:00—21:00
Где:
Библиотека

В ставшей уже классической книге «Компьютеры как театр» теоретик медиа, исследователь и разработчик компьютерных игр Бренда Лорел пишет: «Во многом роль графического дизайнера в сфере human-computer interaction напоминает роль сценографа. Оба создают репрезентации объектов и среды — контекста действия <...> Оба работают с такими элементами, как линия, тень, цвет, текстура и стиль, чтобы передать контекстную информацию как место <...> Сценографы также используют метафоры в работе над реалистичными и нереалистичными пьесами».

Лорел проводит параллель между взаимодействием в театре и в цифровом интерфейсе, взяв за основу аристотелевскую классификацию шести элементов драмы. Однако, говоря о технологической драматургии, можно также начать с особенностей сцены, на которой разворачивается действие. Обратившись к рассуждениям Жака Деррида, мы попробуем расширить аналогию между взаимодействием в театре и технике на другие области культуры: поговорим о сценах письма, сценах математического и медитативного созерцания, а также об альтернативных театральных форматах, не укладывающихся в аристотелевскую схему, — прежде всего о постдраматическом театре, где техника включается в увлекательную игру разрывов, наложений и пустот, создавая новые формы времени.


Ведущая

Евгения Суслова — медиахудожница, поэтесса, исследовательница. Кандидат филологических наук. Работает с принципами странной коммуникации, создает экспериментальные языковые пространства, разрабатывает теорию поэтической связи, изучает языковые аспекты философии техники. Преподает практики письма в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко, а также занимается исследованиями в Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского и Институте языкознания РАН. Соучредительница издательства-лаборатории «Красная ласточка». Автор сборников поэзии «Свод масштаба» («Свободное марксистское издательство», 2013), «Животное» («Красная ласточка», 2016), «Вода и ответ» («Новое литературное обозрение», 2022). Стихи Евгении переведены на французский, немецкий, испанский, греческий и азербайджанский языки.

Лабораторные практики

Время есть некто: инструментарий темпорологии

Когда: 10 мар, 19:00—21:30
Где:
Классы

Постановка целей и задач лабораторной работы, калибровка антропологического инструментария, распределение заданий. Эксперимент «Существа, времена».

Лаборанты
Ася Володина, Евгений Кучинов, Иван Спицын

Флэшфорвард

Когда: 17, 24 мар, 19 апр, 19:00—21:30
Где:
Классы, Онлайн

Погружение в тонкости манипулирования временем и конструирования ситуаций. Знакомство с исследовательскими материалами и игровыми практиками, изучение простых инструментов перформанса, эксперименты. Используя такие приемы, как повторяемость, коллажирование, масштабирование временных потоков, мы разомкнем временное пространство вокруг и преодолеем рутинную детерминированность.

Лаборант
Ася Володина

Время есть нечто: схемы сборки машин времени

Когда: 31 мар
Где:
Онлайн

Изучение исторического и разработка технологического контекста. Обзор и выбор машин времени. Испытание машин путешествия, машин производства и машин сбоя. Эксперимент «Машины, времена».

Лаборанты
Владислав Жигалов, Евгений Кучинов, Иван Спицын

Время есть среда: картография темпоральных контекстов

Когда: 6 апр
Где:
Классы

Обсуждение избранных текстов о техническом преодолении времени. Конструирование литературных хронотопов, создание островов времени. Эксперимент «Заземления, времена».

Лаборанты
Евгений Кучинов, Иван Спицын, Денис Шалагинов

Время есть времена: прогулка по темпоральному лесу

Когда: 27 апр
Где:
Классы

Сборка данных, полученных в результате лаборатории. Подготовка к презентации итогов.

Лаборанты
Ася Володина, Евгений Кучинов, Иван Спицын

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}