Сайт VAC

Древо жизни

Дата:
10 сен 2024, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

В первом концерте цикла «Сезон призрачного мира» дирижер Федор Леднёв и петербургский Speech Ensemble продолжают начатую Домом культуры в 2023 году ревизию важнейших симфонических произведений рубежа XIX–XX веков.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Густав Малер (1860–1911) 
Симфония № 1 ре мажор (1888) 
переложение Клауса Симона для камерного оркестра 

Исполняют

Федор Леднёв дирижер 
Speech Ensemble

Самые короткие симфонии Густава Малера (1860–1911) длятся чуть меньше часа, исполнение самой продолжительной занимает около ста минут. Австрийский композитор испытывает на прочность большое «симфоническое время» европейской музыки рубежа XIX—ХХ веков, растягивая его до пределов человеческого восприятия: как заметил наш современник, композитор Антон Светличный, «пользуясь только классико-романтической технологией, написать симфонию длиннее, чем у Малера, нельзя — ее просто невозможно будет слушать».

Иллюстрация: Данила Травин

Первая, самая лаконичная из симфоний Малера (1888) задает систему координат всей его будущей музыки. Здесь уже слышна мегаломания зрелых сочинений композитора, в которых, как говорил он сам, «вселенная начинает звучать и звенеть, кружатся планеты и солнца». При этом эпический масштаб повествования предельно персонализирован: Малер не скрывал автобиографический подтекст Первой, откровенно признаваясь в одном из писем, что «симфония родилась из любовного эпизода ее создателя». Сверхкрупная форма вырастает из самого интимного музыкального жанра — песни: Первая построена на материале вокального цикла «Песни странствующего подмастерья» (1884–1893), подарившего симфонии программу — «настигнутый злой судьбой» лирический герой, как объяснял сам Малер, «выходит в широкий мир и бредет, куда глаза глядят».

Ранняя редакция Первой симфонии, работа над которой началась в 1884 году и продолжалась вплоть до конца 1890-х, носила подзаголовок «Титан». Отказавшись от сюжетной общности с одноименным романом немецкого писателя Жана Поля (1803), Малер заимствует у него сюжетную канву — о гармонии наивного, сентиментального юноши с природой и его трагическом столкновении с обыденной реальностью. Звенящей тишине первой части симфонии (партитура открывается ремаркой «Wie ein Naturlaut» — «подобно звукам природы») композитор противопоставляет подчеркнуто профанный, сниженный музыкальный язык третьей части, вошедшей в историю как один из самых ранних образцов коллажной техники, предвосхитивший полистилистику и интертекстуальность музыки ХХ века. В Первой Малер формулирует концепцию «романа в звуках», где повествовательное начало преобладает над конструктивным. Впоследствии он будет последовательно воплощать ее во всех девяти своих симфониях.

Федор Леднёв (р. 1971, Минск) — дирижер, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.

Билет на концерт можно купить заранее со скидкой. Ближе к событию цена будет расти.

9–25 авг: 1400 руб.
26 авг — 1 сен: 1500 руб.
2–4 сен: 1600 руб.
5–10 сен: 1700 руб.

Стоимость льготного билета не меняется и составляет 750 руб.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}