Разговор о роли художественных резиденций, принципах их работы и рамках, в которых они существуют.
Инструменты прозрачности. Форум арт-резиденций
- Дата:
- 30 сен–
3 окт 2024
- Возрастные ограничения
- 16+
Арт-резиденции — неотъемлемый элемент инфраструктуры художественной среды, колыбель творческого процесса. Однако в восприятии окружающих они не могут конкурировать с музеями, галереями, большими выставками и фестивальными проектами. Возможно, поэтому даже внутри мира искусства часто смотрят сквозь них, будто и не видят вовсе.
Фото: Даниил Анненков
При этом для резиденций действительно жизненно важна прозрачность — но в другом смысле. Сам формат основан на предположении, что мир прозрачен, пронизан транспортными артериями и художественными инициативами. В проницаемой культурной вселенной резиденции служат соединительными узлами между множеством центров и периферий, а заодно сопровождают глобальные проекты вроде международных биеннале или ярмарок.
По всем вопросам, касающимся форума, пожалуйста, пишите на residency@ges-2.org.
Арт-резиденции могут существовать внутри крупных институций или самостоятельно; их проектируют и учреждают разные игроки, у каждого — свои цели и видение процесса. Общее одно: отношения с художниками строятся по принципу прозрачности. Цели и условия работы могут радикально различаться, главное — обозначить их заранее.
К сожалению, так происходит далеко не всегда. В отсутствие ясных ориентиров начинается непонимание и путаница, и в результате от резиденций начинают требовать то, чего они попросту не могут дать. Так непрозрачность намерений приводит к недоразумениям и даже краху многих проектов.
Из сказанного следует парадоксальный вывод: резиденции должны перестать быть прозрачными, чтобы стать видимыми, но при этом вести себя кристально прозрачно, чтобы быть весомыми — или просто быть. Возможно ли добиться такого баланса? Этот вопрос обсудят участники форума в ходе открытых бесед и закрытых рабочих групп. Также в рамках события пройдет презентация книги Жени Чайки «Арт-резиденции. Как их готовить», вышедшей в издательстве
Куратор
Женя Чайка — председатель совета Ассоциации арт-резиденций России.
Проектная группа
Ольга Дружинина — куратор Центра художественного производства «Своды».
Алиса Прудникова — программный директор Дома культуры «
Координатор
Анастасия Чаладзе
Продюсер
Ольга Королева
Медиаспециалист
Ирина Попович
Открытая программа
Открытие форума
Когда: 30 сен, 11:30–12:45
Где: Актовый зал
Что было сделано Ассоциацией арт-резиденций России с 2021 по 2024 год и какие задачи ставит перед собой этот форум.
Юридический статус Ассоциации арт-резиденций: польза или препятствие. Дискуссия
Когда: 30 сен, 13:00–14:30
Где: Актовый зал
Уже несколько лет Ассоциация арт-резиденций России существует как горизонтальное сообщество профессионалов. Однако в 2024 году удалось добиться ее юридической регистрации. Может ли этот шаг сделать резиденции более видимыми в общем художественном процессе или, напротив, он приведет к бюрократизации живой среды?
Что резиденция может сообщить публике? Брифинг прозрачности
Когда: 30 сен, 17:30–19:00
Где: Центральная платформа
Арт-резиденции часто — и заслуженно — считают герметичным форматом. Кураторы действительно склонны оберегать художников от внешнего воздействия. С другой стороны, приглашая резидентов, институции требуют от них видимости. Так есть ли свой зритель у арт-резиденций? Что они сообщают аудитории и могут ли эти истории заинтересовать критиков и журналистов?
Встреча пройдет с переводом на русский жестовый язык.
Арт-резиденции для городов, регионов и стран. Дискуссия
Когда: 1 окт, 13:00–14:30
Где: Актовый зал
Резиденции могут быть инструментом культурной политики, способствующим развитию целых городов, регионов и даже стран. Но чтобы добиться такого результата, требуется долгосрочное взвешенное планирование. В России подобная практика пока не особенно распространена. В том ли дело, что еще не пришло время, или инструмент просто не работает?
Роль резиденций в карьере художника: образование, интеграция, презентация. Дискуссия
Когда: 1 окт, 17:30–19:00
Где: Центральная платформа
Исторически арт-резиденции встроены в постдипломное образование художника — так повелось с XIX века. Можем ли мы оценить их роль в динамике? Какое место они занимают сейчас? Могут ли считаться одним из форматов неформального образования и способствуют ли интеграции художников в профессиональную среду?
Дискуссия пройдет с переводом на русский жестовый язык.
Зачем резиденции меценатам? Открытый разговор с Оксаной Орачевой
Когда: 2 окт, 13:00–14:30
Где: Актовый зал
Генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина расскажет о том, как строятся отношения между арт-резиденциями и меценатами. Почему последние принимают решение поддержать один из самых невидимых форматов работы? Воспринимается ли это как инвестиция в будущее искусства, как вклад в развитие культурной среды — или дело исключительно в личной мотивации? Беседу с Оксаной Орачевой ведет куратор Форума Женя Чайка.
Непрерывность художественного процесса: что делает художник, когда его никто не видит? Дискуссия
Когда: 2 окт, 17:30–19:00
Где: Центральная платформа
Как правило, зритель знакомится лишь с произведением искусства, чуть реже — с его автором и совсем редко — с процессом создания. У кураторов, критиков и других профессионалов есть доступ в мастерские, но труд художника по большей части все равно остается невидимым для большинства людей. Есть ли разница между работой в мастерской и в резиденции и поможет ли последняя публике увидеть больше?
Дискуссия пройдет с переводом на русский жестовый язык.
Закрытая программа для участников
Условия видимости: приемы и инструменты. Рабочая группа
Когда: 30 сен, 15:30–17:00
Где:
Резиденции взаимодействуют с художниками, профессиональным сообществом, учредителями, коллегами из других департаментов институции-основателя, широкой аудиторией, представителями СМИ. Для общения с разными людьми требуются разные каналы и формы распространения информации. Можно ли разработать некие универсальные формы, которые помогут наладить продуктивное и прозрачное общение со всеми?
Презентация книги «Арт-резиденции. Как их готовить»
Когда: 30 сен, 19:00–20:00
Где: Библиотека
Эта книга — одновременно мемуар, практическое пособие, философский трактат, сборник рецептов и альбом воздушных замков. Ее автор, Женя Чайка, много лет отвечала за резиденции Уральской индустриальной биеннале, параллельно работала в резиденциях сама, а также заложила основы Ассоциации арт-резиденций России, существующей с 2019 года. В процессе Женя поняла, что самое сложное — не научить организаторов резиденций, как надо и как не надо делать, а разобраться, в чем заключается далеко не очевидный смысл резиденций как формата и феномена. Свои выводы автор излагает, описывая двенадцать воображаемых резиденций (за которыми скрываются десятки реальных), а также обеды, которые им соответствуют.
Женя Чайка. Арт-резиденции. Как их готовить. М.:
Художник развивает место или место — художника? Рабочая группа
Когда: 1 окт, 11:15–12:45
Где:
Резиденции часто строятся вокруг места, где они расположены. Иногда художников приглашают специально, чтобы о нем порассуждать, иногда это просто подразумевается. В конце концов потенциал места оказывается исчерпан, а художники чувствуют себя зажатыми в тиски неинтересной им темы. Какие инструменты есть у резиденций, чтобы не мешать художнику следовать собственному методу и вместе с тем сохранять интерес к месту?
Стратегии взаимодействия с местом: приемы и инструменты. Рабочая группа
Когда: 1 окт, 15:30–17:00
Где:
Когда резиденция предлагает художнику сосредоточиться на месте, где она находится, речь идет не об эзотерической сопричастности или романтическом вдохновении. Какие инструменты и форматы работы с местом и его исследования кураторы могут предложить резиденту? Возможно ли собрать всеобъемлющий каталог таких методов?
Каждому художнику по резиденции: поиск новых путей экономической устойчивости. Рабочая группа
Когда: 2 окт, 11:15–12:45
Где:
Сегодня в России многие художники создают резиденции для себя, своих друзей и друзей друзей. Эти домашние резиденции, охватывающие все сообщество через цепочку рукопожатий, не имеют финансовой базы — только внутреннюю мотивацию. Возможно ли сделать так, чтобы эти инициативы не выливались в подвижничество и не обрывались криком отчаяния? Могут ли такие истории стать устойчивыми?
Критерии эффективности, или Как понять, что приложенные усилия не напрасны? Рабочая группа
Когда: 2 окт, 15:30–17:00
Где:
Резиденции — по определению некоммерческий формат работы. Лишь немногим из них удается выстроить инфраструктуру самообеспечения. А значит, резиденции всегда существуют за счет кого-то, перед кем нужно отчитываться. Какие параметры годятся для отчетов: количественные показатели? Символический капитал? Социальный эффект?
Продюсировать преемственность: один проект на много институций. Круглый стол
Когда: 3 окт, 12:00–13:30
Где: Мастерские и арт-резиденции музея «Гараж»
В мире арт-резиденций важен скорее медленный процесс, чем быстрый результат. Это дает художникам возможность развивать один проект, сотрудничая с разными институциями, и в итоге создавать масштабные произведения. В результате институции порой невольно оказываются соседями и партнерами по проекту. Какова новая этика этого сотрудничества ради художников?
Художественные резиденции и творческие союзы: есть ли пересечения в современном мире и нужны ли они?
Когда: 3 окт, 18:00–19:00
Где: Дом творчества «Переделкино»
Арт-резиденции в современном виде — скорее европейский формат. Возможно, поэтому для них не очень подходят методы поддержки, сложившиеся в советское время, — дома творчества, дачи и профессиональные союзы. Стоит ли в наши дни стремиться к поиску компромисса, созданию инструмента, который мог бы взять лучшее из разных традиций?