Художники Родион Китаев и Катя Исаева рассказывают о книгах, которые читали и на которые опирались при создании работ для выставки.
Нити судьбы, карты истории.
Книжная коллекция художников
- Возрастные ограничения
- 18+
Фото: Гоша Бергал
Родион Китаев находит вдохновение в русской мистической прозе XIX и XX веков. Его подборка — портал в параллельный, таинственный мир, который населяют женщины-оборотни из рассказа Федора Сологуба «Белая собака» и зеркальные двойники из произведения Валерия Брюсова «У зеркала», борющиеся друг с другом за право быть единственным и настоящим.
Составители
Катя Исаева (р. 1980) — междисциплинарная художница и куратор. Ее работы включают в себя тексты, изображения, архивные материалы и реди-мейды. Они отмечены интересом к истории и механизмам памяти, научному знанию и его критике.
Родион Китаев (р. 1984) — художник и иллюстратор, автор живописи, рисунков, вышивки и выполненных вручную объектов. Его работы населяют мифологические существа, литературные персонажи и воображаемые герои. Они одновременно фигуративны и абстрактны, лаконичны и многозначны и отсылают к культурным традициям или областям знания, среди которых особое место занимают сюрреализм и психоанализ.
В фантастической вселенной Китаева неупокоенные духи воинов крадут невест, а старухи-вампиры пьют кровь своих внучек: об этом повествуют романтическая баллада «Ленора» в переводе Василия Жуковского и готическая повесть Алексея Толстого «Упырь». Рассказ «Учитель» Юрия Мамлеева — ключ к пониманию психоаналитических мотивов произведений, которые выбрал Родион Китаев. В центре истории — женщина-лиса и ее уход к Потустороннему. Женское во всех произведениях либо ужасает, либо становится проводником ужасного.
Женская образность объединяет книжную подборку и представленный на выставке живописный триптих Китаева. На его картинах образы-аллегории, по словам художника, «визуализируют основные варианты телесных реакций человека на сильный стресс, оставшиеся у нас с реликтовых времен: „Бей—беги—замри“».
Так, образ женщины-собаки отсылает к рассказу Федора Сологуба. Главная героиня произведения, несмотря на пророческие предостережения, остается верной собственным мыслям и желаниям. Второй образ — похищенная Европа. Она отправляется в плавание по волнам неизвестности. Третий — Снегурочка, девушка-конформист, согласившаяся с предлагаемой ситуацией. Понимая, что согласие будет стоить ей жизни, она не в силах сопротивляться обстоятельствам.
Эта серия — не набор иллюстраций существующих текстов, а приглашение к свободному размышлению с некоторыми отсылками. Всех героинь мы видим в процессе трансформации, поворотной в их судьбах. Финал остается открытым.
По словам еще одной участницы выставки Кати Исаевой, и она, и советский скульптор Борис Воробьев, чье творческое наследие художница использует в своей инсталляции, знакомы с изданием «Маугли» Редьярда Киплинга с иллюстрациями Василия Ватагина:
«И даже если у вас дома такой книги не было, вы точно знаете, как выглядели герои этого издания „Маугли“, ведь художники-мультипликаторы одноименного советского мультфильма вдохновлялись образами Ватагина».
В своей работе Катя Исаева также использует цитату из философского романа Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»: «Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев». Ницше использует образы животных как метафоры, рассуждая о свободе человеческой воли.
Дополнением рассуждений Ницше выступает труд «Агрессия, или Так называемое зло» австрийского зоолога и основателя этологии Конрада Лоренца. Ученый утверждает, что агрессия — это врожденный инстинкт, который влияет на все стороны жизни человека.
«Пресловутое недостающее звено между обезьяной и цивилизованным человеком — это как раз мы», — приводит художница суждение Лоренца.
Сейчас Катя читает работу «Последнее объятие Мамы. Чему нас учат эмоции животных» нидерландского приматолога Франса де Вааля — ученый наблюдает за шимпанзе и описывает случаи, когда животные демонстрируют сострадание, примирение и прощение.