Рассказываем, что можно найти в Библиотеке «
Театр. Книжная коллекция
- Дата:
- с
4 дек 2024
- Возрастные ограничения
- 18+
Фото: Аня Тодич
Книжная коллекция о театре собиралась с момента открытия Дома культуры «
История
В альбоме «Мейерхольд и художники», составленном театроведом Аллой Михайловой, показаны поиски и эксперименты Всеволода Мейерхольда в сфере образности театральных постановок. В книге собраны эскизы художников, с которыми работал режиссер. Зарисовки сцены, декораций и костюмов гармонируют с впечатлениями критиков от спектакля. Отдельная глава посвящена архитектурным изысканиям режиссера — представлен проект Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, который должен был стать театром агитации и пропаганды.
Альманах «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века» — собрание архивных документов: неизданные пьесы, дневники и переписки. На страницах альманаха можно встретить режиссеров Сергея Эйзенштейна и Всеволода Мейерхольда, актрис Алису Коонен и Веру Комиссаржевскую, критиков и теоретиков театра Николая Евреинова и Михаила Чехова. Каждую публикацию сопровождают комментарий и примечания.
Виолетта Гудкова в труде «Театральная секция ГАХН: история идей и людей 1921–1930» исследует становление и работу Театральной секции Российской академии художественных наук. В театральной секции, созданной в 1920-х, зарождалось отечественное театроведение, проходили академические дискуссии, определялись теоретические направления театрального искусства. Ближе к 1930-м институцию закрыли. Она идеологически не вписывалась в представления нового государства о театре.
Сборник «Театр и зрелищные формы Востока. Феномен игровой культуры. Музыка, маски, костюм, пространство» исследует музыкальные традиции, сценическое пространство и актерское облачение в театральных практиках Востока. Здесь представлены статьи о японском кукольном театре, украшениях и одеждах на тибетских ритуальных представлениях, масках тайского театра и пекинской опере. Помимо авторских статей, есть переводная глава «О танце» из книги «Театр и танец в Иране» Медждида Резвани.
Теория
В начале XX века практик и теоретик театра Николай Евреинов разработал в трудах «Введение в монодраму», «Театр как таковой» и «Театр для себя» экспериментальную систему по театрализации жизни. Шекспировский афоризм «Весь мир — театр» возводится Евреиновым в абсолют. По евреиновской мысли, люди ежедневно играют спектакль — от повседневных жеста и фразы до больших торжеств, от детских ролевых игр до народных обрядов. Театр у Евреинова не только представление на сцене: это философия жизни.
«Теория современной драмы (1880–1950)» немецкого теоретика и историка Петера Сонди выражена в трехчастной структуре. Повествование труда начинается с «кризиса драмы» или того, к чему привели изыскания драматургов конца XIX — начала XX века. Во второй главе Сонди рассматривает «попытки спасения» современной ему драмы: переосмысление диалога, эксперименты с формой и экзистенциалистская тематика. Завершается работа «попытками решения» драматургического кризиса: экспрессионистская драматургия, политический театр Пискатора и эпический театр Брехта.
Сборник эссе «О реализме» Бертольта Брехта, в котором немецкий режиссер, драматург и теоретик рассуждает о том, как выражать правду в произведениях искусства и что такое реализм театра XX века. В воодушевляющей статье «Пять трудностей пишущего правду» Брехт рассказывает: чтобы быть правдивым, необходимы мужество, мудрость, искусство, рассудительность и хитрость. Следовать этим заповедям — писать реалистически. В «Заметках о реалистическом способе письма» Брехт рассматривает реализм как художественное средство. Мыслить реалистически для пишущего — учиться у действительности, чтобы ее отображать.
Performing Remains: Art and War in Times of Theatrical Reenactment — сборник эссе американского теоретика Ребекки Шнайдер, где она рассуждает о перформансе, театре и исторической реконструкции. Шнайдер определяет отправную точку своей работы — опыт реконструкции (reenactment). Используя этот термин, она рассматривает исторические реконструкции битв американской Гражданской войны, деятельность театральных авангардистов The Wooster Group и способы и возможности архивирования «живого» искусства — перформанса и театра.
Драматургия
«Мы уже здесь» — издание пьес драматурга Павла Пряжко. Будни марсианских колонизаторов описываются в одноименной пьесе — «Мы уже здесь». Это не приключения из научной фантастики, как выглядит на первый взгляд. Персонажи скучают, томятся по дому и прячутся от экзистенциальных вопросов. В другой пьесе из сборника — «Пушечном мясе» — каждое действие героев проговаривается. Герои механически сообщают зрителям, что они делают и куда идут. Пряжко акцентирует привычные жесты, на которые не обращают внимание в повседневной жизни.
Сборник итальянской современной драматургии «Тактика кота», впервые переведенной на русский язык. Пьесы, входящие в собрание, стилистически разные, среди них «Автобусная остановка» Адриано Сконоккья — итальянская вариация на беккетовскую трагикомедию «В ожидании Годо», «Лучше не бывает» Джанкарло Лоффарелли — комедия дель арте, театр в театре, где зритель недоумевает: на сцене спектакль или жизнь. В «Выкупе» Джампьеро Раппы коллизия личного и политического. Группа молодых людей похищает дочь политика, но личные отношения между похитителями и похищенной постепенно налаживаются.
Текст «Ин ситу» французского писателя Патрика Буве используется в спектакле «Не бывает нулевого риска», который был поставлен в сотрудничестве фондов «Культурная столица Поволжья» и Приволжского филиала ГЦСИ в Нижнем Новгороде. Отрывочное повествование о тоталитарном обществе, где на первом плане не сюжет или действие, а параноидальное сознание человека.
Сборник поэтических пьес «Оптимизм» поэтов и драматургов Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, в котором соединяются лирика и остросоциальный юмор. Из собрания можно выделить пьесы: «Счастье не за горами», где столичные деятели современного искусства пытаются найти общий язык с региональными, и «Проект „Сван“», государство в этой пьесе устанавливает поэтический слог как единственно разрешенную форму языка. В абсурдных условиях комиссия по поэтическим нормам аттестует будущих граждан этого государства.