Первый корейский фильм, снятый женщиной: история личной эмансипации на фоне послевоенной страны. Российская премьера в ретроспективной программе Фестиваля единственных фильмов.
Вдова
- Дата:
- 26 сен 2024,
16:00–17:15
- Возрастные ограничения
- 18+
Mimangin
1955, Пак Нам-ок | Park Nam-ok
Корея
75 мин., кор. с рус. субт.
В ролях: Ли Мин-джа, Ли Сон-джу, Ли Тхэк-кюн, На Э-щим
Кровопролитная Корейская война закончена, и многие женщины с обеих враждующих сторон остались вдовами с детьми на руках. Среди них живущая в Сеуле совсем молодая Син-джа — одна с дочерью, без работы и гроша в кармане. Друг покойного мужа устраивает ее швеей, а заодно настойчиво оказывает вдове знаки внимания, к неудовольствию собственной не то чтобы верной супруги. В орбите внимания Син-джа вскоре появится еще один молодой человек — но на пути к их счастью окажется немало препятствий.
Кадр из фильма «Вдова», 1955
«Вдова» избегает мелодраматичности и смотрит на материнство и институт брака ясным, реалистичным взглядом.
— Дарси Паке, программный консультант Фестиваля дальневосточного кино в Удине
Первое, чем поражает «Вдова», — удивительно современный подход к теме женской роли в обществе. В то время как корейское кино упрямо выставляло в негативном свете женщин, позволяющих себе поддаваться желаниям, Пак Нам-ок, напротив, отстаивает право своей героини искать как финансовую независимость, так и устроенность в личной жизни. Иллюстрируя ее историю, она прибегает к изобретательным, вдохновленным итальянским неореализмом приемам и в монтаже, и в работе камеры.
Историей личной эмансипации в определенном смысле была и сама «Вдова»: Пак Нам-ок не только стала первой в стране женщиной-режиссером, но и работала на площадке во время беременности. Мужской клуб корейской киноиндустрии не допустил выхода фильма на широкий экран, Пак Нам-ок эмигрировала с семьей в США и больше не работала в кино. Тем не менее ее удивительный дебют, чудом найденный в конце 1990-х, остается не только артефактом своего времени, но и примером редкой формальной свободы. Последние 15 минут ленты оказались утрачены навсегда (а предшествующие им 10 минут лишены звука) — и в этой незавершенности есть и горькая симметрия с оборванной карьерой Пак, и своеобразная красота, разрешение зрителю самому придумать финал этого выстраданного фильма.