O Território
1981, Рауль Руис | Raul Ruiz
Португалия
100 мин., англ. с рус. субт.
В ролях: Изабель Вайнгартен, Джеффри Кэри, Ребекка Поли, Джеффри Кайм
O Território
1981, Рауль Руис | Raul Ruiz
Португалия
100 мин., англ. с рус. субт.
В ролях: Изабель Вайнгартен, Джеффри Кэри, Ребекка Поли, Джеффри Кайм
Турпоход американцев по французским лесам, обернувшийся путешествием в сердце тьмы, в подрывном хорроре чилийского классика. Показ в рамках специальной кинопрограммы «Рауль!».
Две пары американских туристов, снимающих дом на юге Франции, весело собираются в поход по соседнему национальному парку, в глубине которого прячутся развалины средневекового города: набивают рюкзаки, настраивают детей, ворчат по поводу местного гида, создавшего о себе неоднозначное впечатление. Впрочем, никаких невзгод вылазка на природу не сулит — парк вполне благоустроен и не то чтобы безлюден. Вот только стоит американцам оказаться в залитом тревожным светом зимнем лесу, как они начинают сначала блуждать по нему, как по лабиринту, — а затем стремительно обрывать связи с цивилизацией и ее нормами.
Кадр из фильма «Территория», 1981
На визуальном уровне игра Руиса с тенями и наплывами наводит на вопрос о природе человеческого страха: является ли он врожденным или приобретенным? А может быть, тем и другим? Окончательный ответ кроется в несчастье выжившего ребенка, решающего, что он скорее вернется к ужасу территории, чем вынесет еще один день в вежливом «нормальном» обществе.
— Бриттани Стиглер, Screen Slate
Великий чилийский режиссер и теоретик, автор концепции шаманского кино Рауль Руис никогда не стеснялся обращаться к низким на первый взгляд жанрам, чтобы затем радикально обманывать ожидания зрителя. Вот и «Территория», этот изысканный и ироничный философский хоррор, может в одну минуту напоминать бесстыжий эксплотейшен-фильм из 1950-х, а через пару монтажных склеек заставлять зрителя вспомнить о Монтене и Паскале и разглядывать очертания новой, гротескной в своей жестокой рациональности цивилизации, готовой сменить нашу, стоит той только зазеваться. Тем удивительнее, что этого трансгрессивного эффекта Руис достигает абсолютным минимумом средств: «Территория» снималась в Португалии почти без бюджета, и атмосфера грядущего ужаса здесь создается одними только выбором ракурсов и монтажом. Этого вполне достаточно, чтобы само человеческое тело обнаруживало себя территорией, раздираемой не только зимним светом, обнажающим закоулки души, но и тьмой самых первобытных плотоядных желаний.