Необычный юноша остается один в уникальном кинематографическом и социальном эксперименте. Российская премьера в ретроспективной программе Фестиваля единственных фильмов.
Едва ли жест
- Дата:
- 21 сен 2024,
16:00–17:45
- Возрастные ограничения
- 18+
Le moindre geste
1971, Фернан Делиньи, Жан-Пьер Даниэль, Жозе Маненти | Fernand Deligny, Jean-Pierre Daniel, Josée Manenti
Франция
105 мин., фр. с рус. субт.
В ролях: Ив Гиньяр, Ришар Бруже, Анита Дюран, Мари-Роз Обер
Ив и Ришар бегут из психиатрической лечебницы. Ив грузный, замкнутый, его речь отрывиста и бессвязна. Ришар субтильнее, ловчее и проказливее. Вот он запирает Ива в какой-то хижине, и, выбравшись наружу, тот яростно колотит в дверь, будто виновата именно она. Вскоре Ришар упадет в глубокую яму — и Ив будет пытаться ему помочь так, как подсказывает его непроницаемое для зрителя сознание.
Кадр из фильма «Едва ли жест», 1971
Метод работы в кино Делиньи соответствует его методу письма — плетению маршрута, встречающего дикие линии, дикие жесты и дикие образы. Увлекательное слежение за Ивом, главным персонажем, который в свою очередь следит за ящерицами, камнями, лезвиями, статуями.
— Мария Торхова, Cineticle
«Едва ли жест» — единственный кинематографический опыт выдающегося педагога Фернана Делиньи, одного из самых ярких апологетов антипсихиатрии. Это направление рассматривало аутизм не как расстройство, а как стигму, способ выключить из общества тех, кого оно не может понять. Выработанная Делиньи терапия предполагала не лекарства и изоляцию, но креативные практики, театральность, игру. «Едва ли жест» стал актом такой терапии — и попыткой нащупать и показать правду бытия, каким его видит Ив, реальный юноша, проживший почти всю жизнь в лечебницах и вытащенный оттуда педагогом.
Фильм создавался два года в те моменты, когда у Ива было настроение сниматься. Он стал радикальной попыткой даже не понять героя (Делиньи не обольщается, что это возможно), но настроить зрителя на его частоту мышления. Различия между документальным и художественным, реальным и вымышленным в ленте практически стерты. Делиньи всю жизнь искал способ найти новые карты человеческого сознания. С кинематографом он поступает так же: сметает с доски все наработанные приемы и прочерчивает новую тропу. Результат этого эксперимента захватывает дух, настолько необычным и интересным он смотрится даже полвека спустя.
Фильм был номинирован на главный приз «Недели критики» Каннского кинофестиваля (1971).