Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Сезон призрачного мира

Дата:
19 дек 2024, 20:00–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Федор Леднёв дирижирует мировой премьерой нового произведения Валерия Воронова.

Программа

T

Валерий Воронов (р. 1970)
«Сезон призрачного мира» (2024, мировая премьера)
I. «Притяжение»
II. «Круги»
III. «Покровы»

Создано по заказу Дома культуры «ГЭС-2»

Посвящается Федору Леднёву и Московскому ансамблю современной музыки


Белорусский композитор Валерий Воронов часто отталкивается в своих сочинениях от литературных текстов — от Владимира Сорокина в ранней «Трубе Омега» (2005) до Франческо Петрарки и Иосифа Бродского в недавней Acqua alta (2019). Благодаря Бродскому Воронов открыл для себя творчество Дерека Уолкотта — поэта и драматурга, нобелевского лауреата, уроженца островного государства Сент-Люсия в Карибском море. В 1983 году Бродский посвятил ему эссе «Шум прибоя», в котором сравнил эпическую силу поэзии Уолкотта с океаном. Эту метафору Бродский разовьет позже в предисловии к книге шведских переводов Уолкотта: «Его поэзия — истинно океанической породы. Его строки, его строфы набегают подобно волнам, так же растут, вздымаются, опадают и, в конце концов, разбиваются. В этом же смысле они животворны, грозны, ошеломляющи, непроницаемы, причудливы, риторичны, прозрачны».

Исполняют

Федор Леднёв дирижер

Московский ансамбль современной музыки | МАСМ

Богдан Королёк ведущий концерта

Иллюстрация: Данила Травин

Этот сезон длился одно мгновенье, как пауза

между сумерками и тьмой, между яростью и миром,

но для нашей нынешней земли он длился век.

— Дерек Уолкотт*


Стихотворение «Сезон призрачного мира» (1980) послужило импульсом к созданию одноименной партитуры, написанной Валерием Вороновым по заказу Дома культуры «ГЭС-2» специально для дирижера Федора Леднёва и Московского ансамбля современной музыки. Масштаб трагического высказывания причудливым образом сочетается в часовом сочинении с виртуозной изощренностью письма: «Его чернильница является рогом изобилия строфических конструкций». Эта фраза Бродского о поэзии Уолкотта могла бы описывать и музыку Воронова. Мировая премьера «Сезона призрачного мира» развивает и завершает разговор о феномене крупной музыкальной формы как способе создания поэтической картины мира, который шел в концертной программе Дома культуры «ГЭС-2» с сентября по декабрь 2024 года.

«Тогда все птичьи народы подняли разом громадную сеть земных теней и понесли ее, щебеча на бессчетных наречьях» — три части сочинения, которые исполняются без перерыва, отсылают к этому ключевому образу стихотворения Уолкотта. В «Притяжении» звуковые потоки приводят в движение пространство вокруг себя, меняют его, искривляют — в конечном счете преодолевая гравитацию, заставляющую звуки то удерживаться на воображаемой орбите, то падать на землю. Вторая часть, «Круги», — вибрации крыльев в воздухе, разгон времени по горизонтали. «Покров» — бесконечное напряжение сил, концентрация на одной мысли, попытка избежать катастрофы, из последних сил удержав что-то очень хрупкое.

— Валерий Воронов

Валерий Воронов (р. 1970, Беларусь/Германия) — композитор. Родился в Москве. Учился у Дмитрия Смольского в Белорусской государственной академии музыки и у Кшиштофа Мейера в Кёльнской высшей школе музыки и танца; электронной музыкой занимался в Кёльне у Ханса Ульриха Хумперта. Победитель Международного конкурса молодых композиторов имени Витольда Лютославского (Варшава), дважды победитель конкурса «Пифийские игры» (Санкт-Петербург). Постоянный участник фестивалей «Варшавская осень» (Варшава), Gaudeamus Musikweek (Амстердам), MaerzMusik (Берлин), «Осенний фестиваль» (Париж) и других международных музыкальных форумов.

Федор Леднёв (р. 1971, Минск) — дирижер. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам хорового дирижирования (1995) и оперно-симфонического дирижирования (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Госоркестром имени Е. Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа дирижера» (2024).

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского музыкального авангарда Эдисона Денисова. МАСМ первым в стране сосредоточился на музыке XX и XXI веков и поддержке современных композиторов. На его счету более 1000 российских и мировых премьер.

Богдан Королёк (р. 1996, Красноярск) — куратор, музыкальный и театральный критик. Помощник художественного руководителя балетной труппы театра «Урал Опера Балет». Окончил Красноярское хореографическое училище (класс Ивана Карнаухова), бакалавриат по искусству и гуманитарным наукам в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, магистратуру по музыкальной критике в Санкт-Петербургском государственном университете. Сценарист постановок «Дивертисмент короля» в Мариинском театре (хореограф Максим Петров, 2017/2021), «Приказ короля» (2018), «Конек-горбунок» (2021, совместно с хореографом Вячеславом Самодуровым) и «Сказки Перро» (2024, совместно с хореографом Максимом Петровым) в театре «Урал Опера Балет», автор «Путеводителя по балету» в Пермском театре оперы и балета (2021, хореограф Антон Пимонов).

Билет на концерт можно купить заранее со скидкой.

Ближе к событию цена будет расти.
22 ноя — 3 дек: 900 руб.
4–10 дек: 1000 руб.
11–15 дек: 1100 руб.
16–19 дек: 1200 руб.

Стоимость льготного билета не меняется и составляет 500 руб.


* Перевод Валерия Минушина.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"margin":0,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}