Дерзкая и до сих пор актуальная криминальная драма, с которой началось бразильское cinema marginal. Российская премьера в программе «Краткий курс экс-центричной жизни».
Бандит с красным фонарем
- Дата:
- 26 июл 2024,
19:30–21:05
- Возрастные ограничения
- 18+
O Bandido da Luz Vermelha
1968, Рожерио Сганзерла | Rogério Sganzerla
Бразилия
92 мин., порт. с рус. субт.
В ролях: Пауло Вилласа, Элена Игнис, Пагано Собриньо, Луис Линьярис
«Кто я?» — первые слова фильма произносит за кадром его главный герой Жорже. И правда, кто он, этот бунтарь без причины, шатающийся по трущобам Сан-Паулу и с красным фонариком в руке (деталь, которая станет его прозвищем в газетной криминальной хронике), грабящий дома богачей, насилующий их жен и мучающий их пространными, почти философскими беседами?
Кадр из фильма «Бандит с красным фонарем», 1968
Этот уникальный сплав мусорного кино категории «Б» с политической теорией открыл в бразильском кино новую эру экспериментов в погоне за адреналином и попытках исследовать пределы дозволенного.
— Николас Педреро-Зетцер, Screen Slate
Ответ на этот вопрос юный Рожерио Сганзерла, снявший «Бандита» в возрасте 21 года, так и не даст, но его молчание будет красноречивее любых гипотез. Фрагментарный и хаотичный, пулеметно смонтированный и абсурдистски озвученный голосами двух радиоведущих, рассказывающих о судьбе Жорже, «Бандит с красным фонарем» запустил в Бразилии новую кинематографическую волну своими бескомпромиссностью, цинизмом и безудержной формальной свободой. Движение cinema marginal, флагманом которого стал Сганзерла, отвечало на царившую в стране военную диктатуру и тотальную коррупцию криминальными низкосортными сюжетами и бесцеремонной лихостью обращения с киноязыком.
В манифесте cinema marginal Cганзерла провозглашал «эстетику мусора», подразумевая, что подлинно политическое, протестное кино рождается лишь из пережеванных, переработанных, переосмысленных аутсайдерами и маргиналами обрывков доминантного культурного слоя. Бесконечно интертекстуальный «Бандит», отсылающий и к Годару, и к Уэллсу, и к Глауберу Роше — но также и к Джиму Хендриксу, тропикалии и желтой прессе, — образцовый, ошеломительный пример такого подхода. И он не перестает быть актуальным, пока есть общества, нуждающиеся в том, чтобы им вынесли правдивый диагноз.