Последняя симфония Дмитрия Шостаковича отражается в музыке американского авангардиста Мортона Фелдмана, обнаруживая неожиданные параллели между двумя шедеврами 1970-х, написанными с интервалом в несколько лет.
Тишина так точна
- Дата:
- 12 ноя 2024,
20:00–21:30
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Мортон Фелдман (1926–1987)
For Frank O’Hara (“Для Фрэнка О’Хары”, 1973)
Дмитрий Шостакович (1906–1975)
Симфония № 15 ля мажор, соч. 141 (1971)
переложение для камерного ансамбля Виктора Деревянко
I. Allegretto
II. Adagio — Largo — Adagio — Largo
III. Allegretto
IV. Adagio — Allegretto — Adagio — Allegretto
Произведения, которые прозвучат в программе пятого концерта цикла «Сезон призрачного мира», на первый взгляд принадлежат совершенно разным художественным вселенным. Однако при ближайшем рассмотрении их звуковые миры оказываются удивительно близки. «Музыка растворяется в молчании» — эта формула Пятнадцатой симфонии Дмитрия Шостаковича, выведенная музыковедом Леонидом Гаккелем, могла бы стать эпиграфом к пьесе Мортона Фелдмана «Для Фрэнка О’Хары».
Исполняют
Федор Безносиков дирижер
Мария Корякина флейта
Игнат Красиков кларнет
Евсей Зубков, Филипп Фитин, Денис Жуков ударные
Юрий Фаворин фортепиано
Татьяна Поршнева скрипка
Петр Кондрашин виолончель
Иллюстрация: Данила Травин
Свою прощальную Пятнадцатую симфонию Дмитрий Шостакович написал в рекордный срок — за один месяц. Весь июль 1971 года он работал в уединении Дома творчества композиторов в Репино, на берегу Финского залива, и по сути подводил итоги творческого и жизненного пути. Ретроспективный характер Пятнадцатой подчеркивается обращением к неожиданной для Шостаковича технике коллажа: хрупкую, рахитичную музыкальную ткань симфонии скрепляют цитаты из увертюры к опере Россини «Вильгельм Телль» (1829) и вагнеровских «Кольца нибелунга» (1874) и «Тристана и Изольды» (1859), а также наполненные пушкинской «светлой печалью» музыкальные обороты, заставляющие вспомнить романсы Глинки. Хоровод теней из произведений самого Шостаковича (Гаккель неслучайно называл Пятнадцатую «Чистилищем») намекает на автобиографическую природу симфонии-исповеди: композитор всматривается в свое прошлое, вслушиваясь в историю музыки, частью которой он, несомненно, себя уже ощущал. В финальной части знаки и символы, над разгадкой которых тщетно бьется не одно поколение исследователей Шостаковича, стираются, как надпись на грифельной доске, испаряются в разреженном воздухе симфонии, будто таинственные письмена.
В заключительных тактах Пятнадцатой замирающая пульсация отмеренного человеку времени, иссякающего, как песчинки в старинных часах, уступает место остановившемуся времени вечности. Его переживанием и созерцанием занимался в 1970-е Мортон Фелдман — композитор, чье творчество, наряду с живописью Джексона Поллока, Марка Ротко и других художников абстрактного экспрессионизма, определило облик американского искусства второй половины ХХ века. Прозрачная, почти что бесплотная звуковая материя позднего Шостаковича и зрелого Фелдмана прошита медитативными паузами — и в конце концов истончается до полного исчезновения в вибрирующей тишине.
Федор Безносиков (р. 1993, Москва) — дирижер, скрипач. В 2017-м окончил Московскую консерваторию как скрипач под руководством Владимира Иванова, в настоящее время учится оперно-симфоническому дирижированию у Феликса Коробова. С 2023 года — дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, где поставил, в частности, балеты «Снежная королева» и «Последний сеанс» (2023). Преподаватель Московской консерватории по классу скрипки. Сотрудничает с театром «Новая опера», принимал участие в постановке оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера (режиссер-постановщик — Константин Богомолов, 2023). С 2024 года — дирижер Российского национального оркестра. Лауреат премии Художественного театра (2024).
Билет на концерт можно купить заранее со скидкой. Ближе к событию цена будет расти.
11–24 окт: 1100 руб.
25–31 окт: 1200 руб.
1–5 ноя: 1300 руб.
6–12 ноя: 1400 руб.
Стоимость льготного билета не меняется и составляет 600 руб.