Сайт VAC

Личная библиотека Иосифа Бакштейна. Книжная коллекция

Дата:
с 24 сен 2024
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Книжную коллекцию составили издания из личной библиотеки Иосифа Бакштейна — они позволяют составить глубокое и целостное впечатление об истории современного искусства XX-XXI веков.

T

Фото: Вадим Штэйн

Иосиф Бакштейн (1945–2024) — куратор, арт-критик, культуролог. Он основал в Москве Институт современного искусства, которому в 2018 году было присвоено его имя, а также выступил автором идеи и куратором первых шести Московских биеннале в 2005–2015 годах. Как писатель и преподаватель, он собирал книги по теории искусства с особым акцентом на нонконформизме 1970–1980-х годов и круге московских концептуалистов, а также сочинения по философии современного искусства. Среди них, например, труды Брайана О’Догерти «Внутри белого куба. Идеология галерейного пространства» и Пола О’Нила «Культура кураторства и кураторство культур(ы)», исследование Екатерины Бобринской «Чужие. Неофициальное искусство: мифы, стратегии, концепции», каталог «Нонконформизм. Русское и советское искусство 1958–1995. Собрание музеев Людвига» и научные работы зарубежных исследователей: After the End of Art: Contemporary Art and the Pale of History Артура Данто и Philosophy of Art: A Contemporary Introduction Ноэля Кэрролла.

Подробнее о жизни и работе Иосифа Бакштейна можно узнать на официальном сайте. Все книги коллекции переданы в дар Дому культуры «ГЭС-2» его вдовой Кэти Дипвелл, арт-критиком из Лондона.

Бакштейна называли «двигателем современного искусства» и культурным дипломатом, поскольку он организовал огромное количество выставок российского искусства за рубежом и международных проектов в Москве. Об этих проектах можно узнать подробнее благодаря каталогам Body and the East: From the 1960s to the Present, curated by_vienna: by east south west и «Неделя Уорхола в Москве».

Заняв в 1987 году должность куратора проектов в объединении неофициальных художников «Клуб авангардистов», Иосиф Бакштейн провел в Москве ряд художественных событий, включая акцию «Пароход-87» (1987), выставки в Сандуновских банях (1988) и Бутырской тюрьме (1991).

В таком же передвижном ключе, используя необычные площадки, раскиданные по всей Москве, чтобы открыть город как пространство современного искусства, Бакштейн организовал Московскую биеннале, которая впервые прошла в 2005 году в здании бывшего Музея В. И. Ленина, а затем сменила не одну площадку: от бизнес-центра «Башня Федерация» до Бахметьевского гаража, первого здания музея «Гараж», от Манежа до ВДНХ. В рамках специальных проектов биеннале в Москву со своими выставками приезжали многие иностранные художники: Люк Болтански, Энтони Гормли, Йоко Оно, а также многие зарубежные кураторы. В книжную коллекцию вошли каталоги первой, третьей и четвертой Московской биеннале с подзаголовками «Диалектика надежды», «Против исключения» и «Переписывая миры».

В этой небольшой коллекции нашла отражение любопытная особенность того, как Иосиф Бакштейн собирал свою библиотеку: это сплошь «вторые экземпляры». Дело в том, что он часто покупал или получал по два экземпляра книг: один отправлял студентам в ИСИ, а второй приносил домой. Так, фонд Библиотеки «ГЭС-2» пополнился такими изданиями, как Russia! Nine Hundred Years of Masterpieces and Master Collections с автографом Зельфиры Трегуловой, и подписанный автором экземпляр работы «Постмодернизм: искусство второй половины XX — начала XXI века» Екатерины Андреевой.

В число любимых книг Бакштейна входили «Московские дневники» Вальтера Беньямина и Camera Lucida Ролана Барта. Коллекция, переданная «ГЭС-2», включает другое сочинение французского структуралиста — манифест S/Z. Иосиф Бакштейн собрал множество экземпляров книг Бориса Гройса: «Политика поэтики», «Утопия и обмен», любил экспериментальную поэзию, включая стихи Дмитрия Пригова. Книжную коллекцию составили и издания, посвященные творчеству близких друзей искусствоведа: Ilya Kabakov: Public Projects or the Spirit of a Place, очерк Екатерины Деготь «Андрей Монастырский», интервью Ирины Наховой в журнале n. paradoxa. International Feminist Art Journal, каталоги выставок и беседы с Игорем Макаревичем и Еленой Елагиной, принимавшими участие в «Коллективных действиях», — «Коллективные действия. Поездки за город» и «„Другое“ искусства» Виктора Тупицына. Частью собрания стал каталог Painting by Numbers: Komar and Melamid’s Scientific Guide to Art с работами Виталия Комара и Александра Меламида, которых Бакштейн знал с детства и чьи проекты курировал в Венеции в 1999 году и в Москве в 2019-м.

Статьи Бакштейна четыре раза публиковались в «Художественном журнале», и в его домашней библиотеке хранилось множество номеров этого периодического издания. Вместе с главным редактором Виктором Мизиано он работал над международной выставкой видео-арта «В сторону экрана», которая прошла в московском Центральном доме художника в 2001 году. С конца 1990-х годов, когда видео получило широкое распространение в практике современного искусства, Иосиф Бакштейн организовал ряд связанных с этим медиумом выставок и инсталляций. В 2008 году под его кураторством на нескольких площадках открылась «Московская ретроспектива» Ильи Кабакова, в ходе которой в музее «Гараж» была представлена масштабная инсталляция «Альтернативная история искусств». Начиная с 1988 года Бакштейн много путешествовал, и его библиотека отражает его визиты за границу на крупные международные события, включая выставку documenta в Касселе. Так, теперь посетители Библиотеки могут ознакомиться с documenta X — изданием, посвященным десятому проекту серии.

Иосиф Бакштейн имел и множество экземпляров собственных книг, а также сборников и каталогов с его статьями. Он исследовал практику московских авангардистов 1970-х при работе над каталогами-исследованиями проектов Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism и «Конрад Аткинсон, Андрей Монастырский: Особенные истории». Еще одним интересом искусствоведа было творчество молодых художников, которые только выходят на арт-сцену. Этой теме посвящен каталог выставки Practice for Everyday Life: Young Artists from Russia.

Кроме того, в коллекцию вошли каталоги нескольких студенческих выставок ИСИ: «Время, вперед?», «Снаружи/На холоде» и Документы о сотрудничестве между художественной школой «Валанд» (Швеция) и Центром современного искусства в Москве.

Большая часть библиотеки Иосифа Бакштейна (около 4000 книг, каталогов и журналов) теперь хранится в Еврейском музее и центре толерантности, а архив документов и прочих материалов куратора и исследователя передан Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Другие книги, хранившиеся в ИСИ в 1988–2018 годах, когда институт располагался на Сретенском бульваре в старой студии Ильи Кабакова, пополнили фонды музея «Гараж».

Составитель

Кэти Дипвелл — вдова Иосифа Бакштейна, прожившая с ним в браке 23 года. Занимается академической работой и художественной критикой. Живет в Лондоне.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}