Предлагаем порассуждать о судьбе и окружающей ее мифологии в книжной подборке от Библиотеки «
Мифология судьбы.
Книжная коллекция
- Возрастные ограничения
- 18+
Фото: Гоша Бергал
Выставка-эссе «Нити судьбы, карты истории» затрагивает вопросы предопределенности и свободы воли. Художники, размышляя о мифологическом и мистическом, находят в современности следы архаических верований. Родион Китаев в своих живописных работах обращается к животным мотивам, бесовскому и хтоническому. Инсталляции Людмилы Барониной посвящены поиску антропоморфных черт в древесных изгибах. Маяна Насыбуллова пытается воссоздать природные объекты, используя искусственные материалы. Катя Исаева собирает фарфоровые и целлулоидные фигурки животных советского анималиста Бориса Воробьева и выставляет их в сопровождении графики и материалов из семейного архива художника.
Тематическая книжная подборка была составлена командой Библиотеки «
Книжная коллекция будет дополняться, обнаруживая новые связи между художественными работами и литературными произведениями.
Теоретик искусства и культуры Михаил Ямпольский в книге «Возвращение Адама. Миф, или Современность архаики» сопоставляет миф и логос. Первый представляет архаику, время начал и эмоций, а второй — способен проявить себя в языке и мышлении. Ямпольский показывает, как антагонизм мифа и логоса влияет на сознание современного человека.
Славянская мифология полна магических животных, нежити и других неприятных созданий. Этих существ описывает фольклорист и этнограф Сергей Максимов в труде «Нечистая, неведомая и крестная сила». Изучая народное мифологическое сознание, Максимов раскрывает особенности первобытного мышления, людские страхи и бессилие перед их лицом.
Поэт и прозаик Алла Горбунова в романе «Конец света, моя любовь» соединяет автофикшен с фантастическими сюжетами. В снежных лесах Ленинградской области пробуждаются потусторонние сущности — и встреча с ними для героев романа оказывается судьбоносной. Волшебное у Горбуновой до такой степени осязаемо, что кажется документальным.
Сюрреализм как один из главных «измов» модернистской эпохи переоткрыл символику психосексуального и фантазматического в искусстве. Этому явлению посвящена работа американского исследователя Хэла Фостера «Компульсивная красота», в которой рассматриваются понятия-талисманы сюрреализма: чудесное, объективная случайность и конвульсивная красота.
Болгарско-французский философ Юлия Кристева в эссе «Силы ужаса» вводит на уровне психоанализа понятие отвратительного, отсылающее к концепции разделения субъектно-объектной дихотомии, за которой прячется отвергнутое тело матери. Теория Кристевой заключается в том, что фрейдовскому мужскому соперничеству, так называемому Эдипову комплексу предшествует связь с архаической матерью — ее невозможно описать, но ее образ возникает в произведениях искусства.
В 2021 году литературовед Мария Татар представила книгу «Тысячеликая героиня: женский архетип в мифологии и литературе» как ответ на знаменитое сочинение Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой». Татар рассматривает женских персонажей в культуре: от библейских сюжетов до бульварных романов и мейнстримного американского кино. Исследовательница показывает, что агентностью — то есть правом действовать — обладают не только герои, но и героини.
В коллективную монографию «Эзотеризм в философии, литературе и искусстве» вошли доклады конференции «Мистико-эзотерические движения в теории и практике», которая в 2022 году прошла в Российском институте театрального искусства (ГИТИС). Авторы статей обращают внимание на мистико-эзотерический подтекст художественных произведений и философских сочинений.
Шахматы — это вечное противостояние черного и белого на поле разума, где исключена роль случайности. Каждая партия подобна сражению отточенной техники и фантазии, материи и образа, эмоций и расчета. В «Шахматной новелле» австрийского писателя Стефана Цвейга «королевская игра» может спасти от ужасов нацистских застенков — и погубить своей холодной рациональностью в мирное время.