Сайт VAC

Кунстизмы. Как писать и читать истории современного искусства

Дата:
2 июл 2024, 19:30–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Ридинг-группа, посвященная различным подходам к описанию и осмыслению истории современного искусства, — часть программы выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2».

Фрагменты произведений, которые мы обсудим на встрече ридинг-группы, будут отправлены участникам на почту после регистрации.

T

Сегодня существует множество причудливых и парадоксальных, порой взаимоисключающих, подходов к рассмотрению феномена современного искусства. Вместе с искусствоведом Сергеем Фофановым участники встречи ответят на вопрос: «Существуют ли „правильные“ и „неправильные“ теории в актуальном искусствознании?»

Фото: Аня Тодич

До начала XX века ретроспективный подход к истории искусства не имел широкого распространения. В академическом мире в целом ориентировались на античное художественное наследие с учетом специфики времени. На рубеже XIX–XX веков произошел важный сдвиг: художники и исследователи начали активно интерпретировать прошлое через призму своих взглядов, разрабатывая авторские теории. Этот процесс привел к возникновению уникальных нарративов, которые отражали модернистское стремление адаптировать культурное наследие к определенному моменту современности и выразить личное видение искусства.

Основой для обсуждения на ридинг-группе станут три текста, каждый из которых представляет уникальный взгляд на классификацию и историю современного искусства.

Труд марксистского художественного критика Ивана Маца «Искусство эпохи зрелого капитализма на Западе» — возможно, первая в советском искусствознании попытка создания обобщающей научной работы о развитии современного западного искусства. Автор книги — выдающийся художественный критик и теоретик венгерского происхождения Иван Маца (Янош Маца), эмигрировавший в Москву в 1923 году. В этой работе исследователь опирался на научный социологический подход, подкрепленный марксистской теорией. Отличительной чертой книги стало стремление Мацы предположить, как в будущем будет развиваться искусство.

Хрестоматийное исследование Вернера Хофмана «Основы современного искусства» представляет собой результат разработки универсального подхода к философскому осмыслению возникновения современного искусства. В основе рассуждений автора заложена дихотомия основных понятий искусства: «великой реалистики» и «великой абстракции».

Коллективное произведение «Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм» — одна из самых известных и популярных книг по истории современного искусства, в написании которой приняли участие крупнейшие западные художественные критики и теоретики искусства последних лет: Хэл Фостер, Розалинд Краусс, Ив-Ален Буа, Бенджамин Бухло, Дэвид Джослит.

Мы будем рады, если вы расскажете и о других важных для истории современного искусства книгах.

Ведущий

Сергей Фофанов — историк искусства, куратор, специалист по русско-немецким художественным связям XIX–XXI веков. Научный сотрудник Государственных художественных собраний Дрездена. Сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (2007–2012), старший научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи (2017–2022). Ассистент Каспера Кёнига, куратора Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 (Санкт-Петербург, 2013–2014). Участник кураторской группы международного выставочного проекта «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» (2019–2021).

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}