Дирижер Филипп Чижевский находит точки пересечения экстремальных звуковых миров Галины Уствольской и Людвига ван Бетховена.
Сопротивление материалов
- Дата:
- 28 ноя 2024,
20:00–21:30
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Галина Уствольская (1919–2006) Композиция № 2, Dies irae (1972–1973) для восьми контрабасов, куба и фортепиано
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) Симфония № 5 (1808)
I. Allegro con brio
II. Andante con moto
III. Allegro
IV. Allegro
Завоевав исключительную популярность еще при жизни Бетховена, Пятая симфония (1808) вошла в историю одним из самых революционных образцов жанра. Композитор радикально расширяет диапазон звучания, впервые используя одновременно самые высокие и самые низкие по регистру инструменты — флейту-пикколо, три тромбона и контрафагот, которые в начале XIX века могли встретиться друг с другом разве что в военных оркестрах. Бетховенская Пятая, как отмечает музыковед Лариса Кириллина, означает «полный разрыв с прежним отношением к симфонии как к жанру камерной музыки, допускавшему исполнение в приватном кругу, — Бетховен изначально смотрел на нее как на жанр, предназначенный для больших помещений и рассчитанный на широкий общественный отклик».
Исполняют
Филипп Чижевский дирижер
Сергей Каспров фортепиано
Оркестр Questa Musica
Ярослав Тимофеев ведущий концерта
Иллюстрация: Данила Травин
Удельный вес каждого ее сочинения, каждой ноты столь велик, что заставляет вспоминать о далеких звездах, где, по предположению ученых, плотность вещества такова, что наперсток его на земле весил бы несколько тонн.
— Борис Тищенко о Галине Уствольской
В конце ХХ века идея обновления симфонического жанра получает новый импульс в творчестве петербургского композитора Галины Уствольской (1919–2006). Как и Бетховен, Уствольская привыкла нарушать конвенции, идти против течения, работать на сопротивление. Двух авторов роднит концентрированность языка, предельное уплотнение материала, отсечение всего лишнего и, как следствие, колоссальная суггестивная сила музыкального жеста, напряженная экспрессия которого выходит далеко за пределы обыденного.
Большинство произведений Уствольской создано для причудливых инструментальных ансамблей, звуковой облик которых выламывается из филармонического канона: Композиция № 1, Dona nobis pacem написана для флейты-пикколо, тубы и фортепиано; Композиция № 3, Benedictus, qui venit — для четырех флейт, четырех фаготов и фортепиано; Симфония № 4 («Молитва») — для контральто, трубы, фортепиано и тамтама. Однако камерными они могут считаться лишь по количеству исполнителей: Уствольская оперирует симфоническими масштабами, конфликтностью драматургии и строгостью музыкальной формы.
Именно так устроена Композиция № 2, Dies irae (1972–1973), подзаголовок которой отсылает к одной из ключевых частей католической мессы или реквиема — иначе говоря, к картинам Страшного суда. Двадцатиминутная партитура рассчитана на восемь контрабасов, фортепиано и деревянный куб, на котором играют деревянными молотками, — инструмент, сконструированный специально по заказу Уствольской. «Ничего, кроме безжалостного стука молотом по наковальне правды»: образный мир Композиции № 2, запечатленный в рецензии голландского критика и композитора Элмера Шёнбергера, неожиданно перекликается с авторской программой Пятой симфонии Бетховена — «Так судьба стучится в дверь».
Филипп Чижевский (р. 1984, Москва) — дирижер. Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского: учился хоровому дирижированию у Станислава Калинина и оперно-симфоническому дирижированию у Валерия Полянского, а с 2011 года начал там же преподавать и занял пост дирижера Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель — Валерий Полянский). С 2014 года — приглашенный дирижер Большого театра, где выпустил премьеры опер «Франциск» Сергея Невского (2012) и «Перикола» Жака Оффенбаха (2019). Среди ключевых театральных работ — оперные сериалы «Сверлийцы» (2015) и «Нонсенсорики Дримса» (2022) в Электротеатре Станиславский, «Кармен» Жоржа Бизе (2021) и «Летучий голландец» Рихарда Вагнера (2023) в Пермском театре оперы и балета. Лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа дирижера» и Международной музыкальной премии BraVo в номинации «Опера года» за постановку «Триумф Времени и Бесчувствия». С 2024 года — художественный руководитель ГАСО имени Е. Ф. Светланова.
Оркестр Questa Musica основан в 2008 году Филиппом Чижевским. В его репертуар входят произведения русских и зарубежных классиков в диапазоне от музыки эпохи Возрождения и барокко до сочинений современных композиторов. Коллектив выступает с концертами в России и по всему миру, принимает участие в оперных и драматических постановках: на его счету — «Франциск» Сергея Невского на Новой сцене Большого театра для творческого объединения «Опергруппа» (2012), «Страсти по Никодиму» Александра Маноцкова для проекта «Платформа» (2013), «Сверлийцы» (2015), «Галилео» (2017) и «Нонсенсорики Дримса» (2022) в Электротеатре Станиславский, «Триумф Времени и Бесчувствия» Генделя в постановке Константина Богомолова на сцене МАМТ имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (2018).
Ярослав Тимофеев (р. 1988, Новгород) — музыковед, ведущий концертов, лектор. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Главный редактор журнала «Музыкальная академия». С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/2018 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/2019 стал постоянным соавтором и ведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/2022 — автор и ведущий цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/2023 — автор и ведущий цикла «Весь Стравинский». С 2017 года — участник инди-группы OQJAV (фортепиано).
Сергей Каспров (р. 1979, Москва) — пианист, клавесинист, органист. Историческому исполнению на клавишных инструментах учился в Московской консерватории у Алексея Любимова, органу — у Алексея Паршина, там же окончил аспирантуру как пианист, проходил стажировку в парижской консерватории Schola Cantorum под руководством Игоря Лазько. В 2005–2007 годах удостоен специального приза Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Женеве, Гран-при Международного конкурса молодых пианистов имени Марии Юдиной в Москве, первой премии на Рубинштейновском и Скрябинском конкурсах в Париже. Является постоянным участником фортепианных фестивалей в Европе и России: La Roque-d’Anthéron (Франция), Klarafestival (Бельгия), «Шопен и его Европа» (Польша), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), «Декабрьские вечера» и «Антиквариум» (Москва).
Билет на концерт можно купить заранее со скидкой. Ближе к событию цена будет расти.
25 окт — 6 ноя: 1700 руб.
7–17 ноя: 1800 руб.
18–20 ноя: 1900 руб.
21–28 ноя: 2000 руб.
Стоимость льготного билета не меняется и составляет 900 руб.