Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Звук. Книжная коллекция

Дата:
с 15 окт 2024
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Книжная коллекция позволяет изучить привычное физическое явление — звук — с философской, антропологической и биологической точек зрения.

T

Фото: Вадим Штэйн

Основой книжной коллекции «Звук» стала литература по современным звуковым исследованиям — sound studies. Дисциплина изучает разнообразие восприятия этого явления в разных культурах. Во введении к сборнику The Sound Studies Reader редактор Джонатан Стерн выделяет характерные черты этой области научного знания: сочетание разных подходов к осмыслению акустических явлений и научная установка на историчность знания.

Эта коллекция — часть постоянной программы Библиотеки по изучению временны́х видов искусства (time-based media).

Природа звука пластична, его восприятие из-за культурных различий очень зависит от контекста, и междисциплинарный анализ помогает приблизиться к адекватному пониманию слышимого. Звуковые исследования знаменуют отказ от попыток раз и навсегда дать исчерпывающую характеристику акустическим явлениям — в противовес ранним подходам социально-культурной теории звука. С исторической точки зрения может быть интересен классический труд Жака Аттали Noise: The Political Economy of Music. Философ утверждает, что шум — это всегда форма насилия. В свою очередь, иллюстрацией свежих методов в звуковых исследованиях становится книга британского музыканта и мыслителя Стива Гудмана Sonic Warfare: Sound, Affect and the Ecology of Fear. Исследователь уже не так категоричен, он приходит к выводу: шум может быть источником и боли, и удовольствия. Так, в отличие от Жака Аттали, Гудман утверждает непостоянство и изменчивость аудиального опыта.

Проблему материальности звука затрагивают издания, пополнившие фонд Библиотеки в ходе программы «Настройки» в Доме культуры «ГЭС-2». Книга Эмили Томпсон The Soundscape of Modernity. Architectural Acoustics and the Culture of Listening in America, 1900–1933 детализирует пространственные и технологические аспекты слушания в США первых десятилетий XX века. Исследователь медиа Брэндон Лабелль, обращаясь в работе «Акустические территории» к частным эпизодам из истории, философии и искусства, обнаруживает, насколько городская повседневность насыщена звуком, и раскрывает таким образом «акустичность» обыденного опыта горожанина. В коллекции отведено место и музыкальной практике: о пространственных особенностях организации звука можно узнать из фундаментального труда Тревора Вишарта On Sonic Art. Также звуковое искусство, как пишет исследовательница Саломея Фегелин в книге The Political Possibility of Sound: Fragments of Listening, позволяет передать едва уловимые оттенки смыслов, что придает аудиоязыку особенную силу.

Частью подборки также стали научно-популярные произведения — ученые и музыканты с позиций нейронаук, психологии и повседневного опыта объясняют, в чем секрет музыкального искусства и как звук влияет на внутренний мир человека. Подобным изданиям не свойственен пафос современных звуковых исследований. Не обращая внимание на сложные вопросы взаимодействия технологий, философии и политики, научно-популярная литература доступно и захватывающе повествует о физической и нейробиологической стороне звукового восприятия. В работе «Музыкофилия» британский ученый Оливер Сакс обращается как к медицинской теории, так и к собственной неврологической практике и примерам из хдожественной литературы. Нина Краус, исследуя регистрацию звуков нервной системой и мозгом, объясняет интерактивную природу слушания в книге «Мозг слушает. Как создается осмысленный звуковой мир». Лидер группы Talking Heads, автор песен и продюсер Дэвид Бирн предлагает собственный взгляд на феномен музыкального творчества в автобиографическом сочинении «Как работает музыка».

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}