Специальная программа Центра художественного производства «Своды» позволит узнать о художественных звуковых практиках и аудиальной культуре.
Саундоснова: от музыки к звуку. Лаборатория для художников и музыкантов
- Дата:
- 1 ноя–
20 дек 2024
- Возрастные ограничения
- 18+
Участники творческой лаборатории «Саундоснова» в ходе воркшопов и лекций освоят методы работы со звуком в пространстве современного искусства, а также разработают коллективный творческий проект в аудиостудии «Сводов» под руководством мастеров.
Стипендия: отсутствует
Участие: платное
Длительность: до 3 месяцев
Абонемент на теоретический курс для всех желающих (только лекции): 10 000 руб.
Доступная по абонементу всем желающим теоретическая часть курса обращает внимание на историю экспериментальных форм звукового искусства и акустики.
Занятия курса начнутся 1 ноября 2024 года. Практический блок рассчитан на 8 участников, отобранных по результатам опен-колла. Программа предполагает возможность изучить теоретическую часть, присоединившись к онлайн-трансляциям.
Программа
«Звуковой поворот» в искусстве
Когда: 1 ноя, 17:00–19:00
Звук ворвался на территорию визуального искусства задолго до формирования основ sound studies, но рассматривался зачастую при изучении синестезии или технологических открытий в области звукозаписи. Вся дальнейшая его история — эмансипация и борьба за признание самостоятельности. На лекции мы рассмотрим «звуковой поворот» в современном искусстве и поговорим о том, как его встретили искусство и социальные науки.
Лектор
Татьяна Сохарева — литературный и художественный критик, приглашенный куратор курса «Саундоснова: от музыки к звуку», куратор выставочных и образовательных проектов.
Кураторство музыкальных проектов. Поиск масштаба и детали
Когда: 11 ноя, 17:00–19:00
На лекции о ключевых принципах работы куратора в области музыки узнаем о взаимодействии с художником, институцией, профессиональной и массовой аудиторией. В основе встречи — практический разбор конкретных live- и выставочных проектов, реализованных в России и за рубежом в последние годы.
Лектор
Дмитрий Ренанский — куратор музыкальных программ фонда
Саунд-арт и новая музыка: точки пересечения
Когда: 18 ноя, 17:00–19:00
В отличие от композиторов прошлых веков современные музыканты не используют готовых схем сочинения. Каждый автор вырабатывает собственный язык. Чем-то подобным занимается и саунд-дизайнер, когда подбирает и обрабатывает звуки для саундскейпа. На лекции мы поговорим о том, какие еще существуют сходства между этими профессиями, каковы различия и так ли они непреодолимы. Помогут в этом примеры — творчество зарубежных и отечественных авторов. Среди них Хельмут Лахенман, Сальваторе Шаррино, Ольга Бочихина и Николай Попов.
Лектор
Федор Софронов — композитор, музыковед, доцент кафедры современной музыки и старший научный сотрудник Научно-творческого центра современной музыки Московской консерватории имени П. И. Чайковского, ведущий научный сотрудник отдела музыкальной культуры ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Дистрибуция и продвижение независимого артиста
Когда: 22 ноя, 17:00–19:00
С каждым днем все легче создавать музыку благодаря новейшему программному обеспечению и относительной доступности аналоговых инструментов. Но растет и конкуренция вместе с количеством релизов. Как найти свой путь в таких нелегких условиях? Как выбрать правильного партнера по распространению музыки? Как придумать стратегию продвижения и найти правильные инструменты, чтобы стать востребованным артистом? Нужен ли для этого лейбл, продюсер либо все-таки все можно сделать самому или хотя бы маленькой командой?
Лектор
Илья Фоменко — основатель музыкального издательства «Лейбл», ранее — главный редактор билетного агентства Ponominalu.
Положение исполнителя в контексте культуры зрелого постмодернизма
Когда: 25 ноя, 17:00–19:00
В последние 40 лет мы наблюдаем важные перемены не только в музыкальной, но и в культурной индустрии вообще. Сменились и языки искусства, и их восприятие обществом. Время зрелого постмодернизма — эпоха тотального смешения всего со всем, трансформация отношения аудитории к тем явлениям, что принято называть искусством. На встрече композитор и музыкальный журналист Аркадий Пикунов поделится своим опытом и попытается выявить проблемные точки самоощущения внутри творческого процесса.
Лектор
Аркадий Пикунов — саксофонист, композитор, импровизатор, музыкальный журналист и музыкальный куратор. Выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных и Московской высшей школы социальных и экономических наук, автор культурно-просветительского проекта «нА ПИКе / Диалог с искусством».
История звучащей речи: от поэзии до перформанса
Когда: 2 дек, 17:00–19:00
Рассмотрим, как звук функционирует в речи и языке, а как в художественных практиках — музыке и поэзии. В ходе лекции поймем, почему экспериментальная фонетика возникла раньше экспериментальной музыки и поэзии и как лингвистика помогла поэтам-футуристам: Велимиру Хлебникову, Илье Зданевичу, Александру Туфанову. Важной темой станет и влияние технических средств воспроизведения и записи звука на возникновение новых форм сонорной поэзии.
Лектор
Владимир Фещенко — доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания РАН, специалист в области взаимосвязи языка и искусства.
Проектная лаборатория
Воркшопы посвящены различным этапам подготовки аудиопроизведения: от проработки концепции и знакомства с инструментами до освоения техник работы с голосом и звуком, сведения, мастеринга и прочих музыкально-компьютерных технологий. На финальном занятии участники узнают о современном музыкальном бизнесе и дистрибуции.
Приглашенный куратор курса
Татьяна Сохарева — литературный и художественный критик, куратор выставочных и образовательных проектов.
Мастера
Роман Головко — интердисциплинарный художник, саунд-артист и экспериментальный музыкант. Практика включает звуковую скульптуру и пространственные инсталляции, саунд-арт-перформансы, импровизационную электроакустическую музыку, эксперименты с деформацией и деконструкцией звука и поэтического текста.
Михаил Мясоедов — композитор и художник, работает с пространственными звуковыми композициями естественного и искусственного происхождения.
Маруся Нестерова — художник, музыкант. Работает на пересечении искусства и технологий, выступает с аудиовизуальными перформансами, центральными темами которых становятся поэзия авангардистов и фольклор. Жанр своей музыки определяет как noise-ambient-pop — сокращенно nap (с англ. — «дремота»). Выпускница Музыкальной школы имени Гнесиных и Музыкального колледжа Института музыки имени А. Г. Шнитке по классу академического вокала.