Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Русский вклад в пластические авангарды

Дата:
25 июн 2024, 19:30–21:30
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
6+

Публичная дискуссия о русском авангарде и его влиянии на современное искусство с кураторами выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2».

Дискуссию откроет программный директор Дома культуры «ГЭС-2» Алиса Прудникова.

T

Франческо Бонами, Зельфира Трегулова и Сергей Фофанов расскажут о том, как возникла идея проекта и как его концепция связана со зданием Дома культуры «ГЭС-2», реконструированным Ренцо Пьяно. Центральной темой беседы станут взаимосвязи между русским авангардом и западным искусством XX–XXI веков. Как появился сам термин «русский авангард»? Как на протяжении десятилетий менялось отношение к нему? Какое значение этот великий эксперимент начала ХХ века имел для развития искусства во всем мире?

Изображение. Черный квадрат, белая линия внутри создает еще два квадрата, которые касаются друг друга одним углом

Иллюстрация: Миша Филатов

Название дискуссии отсылает к одноименной выставке, прошедшей 60 лет назад в Милане и Риме, и участники дискуссии проанализируют, почему она так важна для проекта. Кроме того, на основе своего профессионального опыта каждый из спикеров расскажет о своем кураторском подходе, поделится личным отношением к художественным открытиям той эпохи и поразмышляет о том, имеет ли смысл и дальше эксплуатировать мифы и стереотипы, сложившиеся вокруг русского авангарда в целом и «Черного квадрата» Казимира Малевича в частности.

Участники

Франческо Бонами — критик, художественный руководитель музея современного искусства By Art Matters (Ханчжоу, Китай), куратор 2-й биеннале SITE Santa Fe (Санта-Фе, США, 1997), 50-й Венецианской биеннале современного искусства (2003) и Биеннале Уитни (Нью-Йорк, 2010); сокуратор Европейской биеннале современного искусства Manifesta 3 (Любляна, 2000). Кроме того, курировал более сотни выставок, среди которых «Неоконченная история» (Центр искусств Уокера, Миннеаполис, 1998); «Универсальный опыт: искусство, жизнь и взгляд туриста» (Музей современного искусства Чикаго, 2005); Italics (Палаццо Грасси, Венеция, 2008); «Модерникон. Современное искусство из России» (Фонд Сандретто Ре Ребауденго, Турин, 2010) и других. Автор книг «Я тоже так могу. Почему современное искусство все-таки искусство» (2007, русское издание: V–A–C Press, 2017), «Он считает себя Пикассо. Как отличить настоящего современного художника от того, кто им не является» (2010), «Красиво, похоже на картину. Контристория искусства» (2022).

Зельфира Трегулова — искусствовед. Директор Государственной Третьяковской галереи (2015–2023). Куратор международных выставочных проектов, таких как «Берлин—Москва. Москва—Берлин» (Мартин-Гропиус-Бау, Берлин; Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, 1995–1996); «Амазонки авангарда» (Берлин—Бильбао—Венеция—Нью-Йорк—Лондон, 1999–2000); «Коммунизм: фабрика мечты» (совместно с Борисом Гройсом, «Ширн Кунстхалле», Франкфурт, 2003); «Россия!» (Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк—Бильбао, 2005–2006); «Удиви меня! Сергей Дягилев и Русские балеты» (совместно с Джоном Боултом, Новый национальный музей Монако, Монте-Карло, 2009); «Социалистические реализмы» (совместно с Мэтью Боуном, Выставочный дворец, Рим, 2011).

Сергей Фофанов — историк искусства, куратор, специалист по русско-немецким художественным связям XIX–XXI веков. Научный сотрудник Государственных художественных собраний Дрездена. Сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа (2007–2012), старший научный сотрудник отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи (2017–2022). Ассистент Каспера Кёнига, куратора Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 (Санкт-Петербург, 2013–2014). Участник кураторской группы международного выставочного проекта «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» (2019–2021).

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}