Сайт VAC

Красный квадрат и пространство. Медиация в расширенном поле

Дата:
11 сен–27 окт 2024
Возраст:
Тип:
Место:
ГЭС-2
Возрастные ограничения
12+

Четвертый сезон программы, посвященной коллективному осмыслению выставок Дома культуры «ГЭС-2».

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Рабочая группа
Екатерина Воронович, Маша Галочкина, Дарья Горячева, Ника Карпенко, Даня Коршиков, Сергей Кочкуров, Аня Леонова, Алина Мирошник, Карина Чернышова

Координатор
Соня Межеричер

Продюсеры
Ангелина Ворона, Анастасия Куклина


Выставка «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» обращается к обширному наследию русского модернизма в попытке проследить, как радикальные живописные приемы изменили зрительское восприятие, а затем и сам статус искусства в глазах общества.

Медиаторская программа предлагает несколько альтернативных маршрутов по экспозиции. Мы исследуем разделы и ключевые работы выставки, минуя магистраль истории искусств, обращая критический взгляд на неочевидные аспекты взаимовлияния живописи и повседневной жизни. Программа стремится расширить поле интерпретаций произведений искусства и живописных образов, сопоставляя их с биографиями авторов, выводя взгляд за пределы холста в область общественных пространств — городских площадей, музеев и образовательных институций.

Иллюстрация: Аня Тодич, Катерина Мигаль

Метафорической стартовой точкой служит не «Черный квадрат» Казимира Малевича, к которому апеллирует название проекта, а его же «Красный квадрат» («Живописный реализм крестьянки в двух измерениях», 1915). Как и «Черный квадрат», полотно выставлялось на Последней футуристической выставке картин «0,10», открывшей для публики новое направление в русском авангарде — супрематизм. В современном же прочтении «Красный квадрат» становится поводом поразмышлять не только о живописном методе, но и об общественных отношениях, народной культуре и их трансформациях за пределами холста.

В ходе дискуссий, туров с приглашенными экспертами, открытых интервью, воркшопов и практики перформативной медиации мы попытаемся ответить на вопросы, которые прямо или косвенно поднимает проект. Актуально ли сегодня наследие искусства конца XIX века и русского авангарда? Насколько темы выставки релевантны интересам современного зрителя? Как изменились отношения между художником и музеем за последнее столетие?


Программа

Между вещами действительно художественными попадаются вещи безвкусные

Когда: 11, 19, 25 сен, 19:00–21:00
Где:
Площадь, Галереи

Регистрация

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Архитектура выставки «Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» основана на сопоставлениях: куда бы ни свернул фланирующий посетитель, его ждут неожиданные сближения направлений и исторических периодов. Интерпретировать их можно по-разному. Одним из ключей может стать взгляд критиков и современников художников.

Каждая встреча цикла посвящена одной из работ, представленных на выставке, и текстам разных эпох, так или иначе комментирующим ее. На первой беседе мы обсудим полотно Ивана Айвазовского «Черное море» (1881): посмотрим на него через оптику художественной критики нашего времени и познакомимся с мнениями современников о самом Айвазовском. Рекомендуем участникам предварительно прочитать эссе Александры Новоженовой «Много воды*» и воспоминания Александра Жиркевича, опубликованные в статье «В гостях у Айвазовского» в журнале «Третьяковская галерея».


На второй встрече поговорим об Архипе Куинджи и его картине «Пейзаж. Степь» (1890–1895). Рекомендуем заранее ознакомиться с книгой литературного критика и публициста Михаила Неведомского и художника Ильи Репина «А. И. Куинджи» (1913).

Третья беседа посвящена полотну Иллариона Прянишникова «Общий жертвенный котел в престольный праздник» (1888). Перед встречей советуем прочитать раздел «Выставка передвижников» из третьего тома сборника «В. В. Стасов. Избранные сочинения в трех томах. Живопись. Скульптура. Музыка» (1952).


Ведущие

Юля Карпенкова, Аня Леонова, Алина Мирошник — медиаторы Дома культуры «ГЭС-2».


Хранить и сохранять

Когда: 13 сен, 4, 18 окт, 19:00–21:00
Где:
Площадь

Регистрация

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Оказавшись на выставке, зритель обычно думает о представленных работах и взаимосвязях между ними, в то время как процесс создания экспозиции остается за пределами внимания. На серии из трех встреч мы поговорим о невидимом труде тех, кто отвечает за сохранность произведений — хранителей и реставраторов.

Вместе с экспертами мы обратимся не к самим объектам искусства, но к истории их бытования и вместе попытаемся понять, как произведения приобретают статус культурной ценности и зачем вообще их хранить и сохранять.


Ведущие

Ника Карпенко, Аня Леонова — медиаторы Дома культуры «ГЭС-2».

Эксперты

Игорь Волков — искусствовед, куратор, хранитель музейных предметов отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи.

Анна Жолобова — научный сотрудник отдела реставрации и консервации Московского музея современного искусства.

Ангелина Коровина — хранитель коллекции фонда V–A–C.

Анастасия Лихенко — хранитель музейных предметов отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, лектор, автор статей о византийском искусстве.


Без вспышки

Когда: 18, 27 сен, 2 окт, 19:00–21:00
Где: Площадь, Левая платформа

Регистрация

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Одна из смысловых линий выставки «Квадрат и пространство» прослеживает, как с появлением фотографии изобразительное искусство во многом утратило одну из своих традиционных функций — документировать реальность. Зато фотография стала новым полем для формальных экспериментов, позволяющих с разных ракурсов взглянуть на фигуру человека в пространстве.

Участники медиаторского практикума соберут камеры-обскуры, чтобы с их помощью создать работы, перекликающиеся с одним из разделов выставки: «Конструкция», «Человек» и «Пространство жизни и искусства». В каждом из них есть отсылки к фотографии, будь то снимки художников или фотореалистическая живопись. Получившиеся снимки будут выставлены на Левой платформе 13 октября с 12:00 до 21:00.


Специальная художественная подготовка не требуется.
Мы предоставим все материалы для создания камеры-обскуры.


Ведущие

Даня Коршиков, Соня Межеричер, Карина Чернышова — медиаторы Дома культуры «ГЭС-2».

Техническая поддержка

Андрей Шагин — мастер Центра художественного производства «Своды».


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}