Три последние фортепианные сонаты Бетховена как пролог к новой музыке.
Пролог на небесах. Людвиг ван Бетховен, Юрий Фаворин, Ярослав Тимофеев
- Дата:
- 7 дек 2024,
19:00–21:30
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Людвиг ван Бетховен (1770–1827)
Соната № 30 ми мажор, соч. 109 (1820)
I. Vivace ma non troppo
II. Prestissimo
III. Gesangvoll, mit innigster Empfindung. Andante molto cantabile ed espressivo
Соната № 31 ля-бемоль мажор, соч. 110 (1821)
I. Moderato cantabile molto espressivo
II. Allegro molto
III. Adagio, ma non troppo — Fuga. Allegro, ma non troppo
Соната № 32 до минор, соч. 111 (1821–1822)
I. Maestoso — Allegro con brio ed appassionato
II. Arietta. Adagio molto semplice e cantabile
Расшатывая общепринятые нормы музыкального языка, которые сложились к началу XIX века, в своих последних сонатах для фортепиано Людвиг ван Бетховен фиксирует распад классической формы и одновременно распахивает дверь в искусство нового времени. «Меня никогда не покидало ощущение, что я присутствую при самом акте рождения музыки», — говорил о них великий пианист Генрих Нейгауз. Вместе с поздними струнными квартетами последние сонаты становятся полем для изощренных опытов со звуковой материей, которые будут по-настоящему оценены лишь в эпоху модернизма. Свое время опережали и тонально-мелодические открытия триптиха, и его неслыханная для 1820-х диссонантность, и буквально раздирающие музыкальную ткань контрасты, и усложненный ритмический рисунок — неслучайно первая часть Тридцатой сонаты напомнила музыковеду Ларисе Кириллиной «своеобразную двоящуюся перспективу, подобную лицу, данному сразу в нескольких ракурсах на кубистическом полотне Пикассо».
Исполняют
Юрий Фаворин фортепиано
Ярослав Тимофеев ведущий концерта
Иллюстрация: Данила Травин
Cоната как жанр здесь кончается, подводится к концу: она исполнила свое предназначение, достигла своей цели, дальше пути нет, и она растворяется, преодолевает себя как форму, прощается с миром.
— Томас Манн, «Доктор Фаустус»*
Трактовка инструмента в поздних сонатах Бетховена прямо предвосхищает фортепианное письмо ХХ века, стиль Александра Скрябина и Оливье Мессиана: вибрирующая фактура, пронизанная мерцающим светом, поэтика призвуков и обертонов, разреженная атмосфера горных вершин, музыка постепенного торжества духа над материей. В финале Тридцать второй сонаты композитор соединяет сверхвысокие и сверхнизкие регистры фортепиано при зияющей пустоте среднего — в полном соответствии с образным миром всего триптиха, устремленного к метафизике, к надбытийному. Последние сонаты Бетховен сочинял параллельно с работой над «Торжественной мессой»: сквозь их страницы явственно просвечивает философско-религиозное содержание, требующее от исполнителя одновременно экстатического растворения и предельной сосредоточенности.
Юрий Фаворин (р. 1986, Москва) — окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, совершенствовался там же у Михаила Воскресенского и в Университете Моцартеум в Зальцбурге у Жака Рувье. Выступает с сольными концертами и в ансамбле с ведущими симфоническими и камерными оркестрами России, Европы, Японии. Совместно с композитором Алексеем Сысоевым и перкуссионистом Дмитрием Щелкиным организовал ансамбль свободной импровизационной музыки Error 404.
Билет на концерт можно купить заранее со скидкой. Ближе к событию цена будет расти.
5–19 ноя: 1400 руб.
20–27 ноя: 1500 руб.
28 ноя — 1 дек: 1600 руб.
2–7 дек: 1700 руб.
Стоимость льготного билета не меняется и составляет 750 руб.
Ярослав Тимофеев (р. 1988, Великий Новгород) — музыковед, ведущий концертов, лектор. Выпускник Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Главный редактор журнала «Музыкальная академия». С 2010 года работает в Московской филармонии. С сезона 2017/2018 ведет концерты проекта «Мама, я меломан», с сезона 2018/2019 стал постоянным соавтором и ведущим проекта «Язык музыки», с сезона 2021/2022 — автор и ведущий цикла «Вещь в себе», с сезона 2022/2023 — автор и ведущий цикла «Весь Стравинский». С 2017 года — участник инди-группы OQJAV (фортепиано).
* Перевод Соломона Апта и Наталии Ман.