Проект создает связи между практиками итальянского художника Алигьеро Боэтти и современной российской художницы Эллины Геннадьевны, предлагая поговорить о том, как наше сознание и память формируют, хранят и воспроизводят системы знания и опыта.
Поляризация: Эллина Геннадьевна и Алигьеро Боэтти
- Дата:
- 8 фев–
28 апр 2024
- Возрастные ограничения
- 12+
Фото: Даниил Анненков
Эллина Геннадьевна последовательно занимается исследованием точек соприкосновения технологии и искусства: изучением виртуального пространства, многопользовательских компьютерных игр, искусственного интеллекта и новых устройств в связи с психологией, поведением и воображением человека. Ее новая работа — размышление о дистанции между компьютерной и человеческой памятью.
Боэтти интересует прежде всего устройство разных систем, кодов и классификаций: он пытается разобраться в порядке и хаосе, обнаруживает в ошибках систему, обнажает экономику и практику художественного и ремесленного труда. Фундаментальная для художника тема — игра; она происходит повсюду: буквенные головоломки, лингвистические игры, математические ребусы, меняющиеся карты, счетчики, календари, индексы, коды, даже ковры и вышивки — везде он задает правила и нарушает их, чтобы тут же придумать новые. Боэтти стремится не создавать субъективный мир с нуля, но придумать систему, которая сама способна породить его; не привносить новые элементы, но бесконечно пересобирать существующие фрагменты. Попытка автоматизации художественного производства не могла существовать в отрыве от современности Боэтти — эпохи первых кибернетических прорывов и компьютерных разработок.
Выставка — это инсталляция, созданная Эллиной Геннадьевной с использованием работ Боэтти. Можно сказать, что «Поляризация» — генеративная модель из двух частей: каждая головоломка Боэтти служит запросом — промптом — для новой рекурсивной игры с нейросетями, а изображения, которые создают нейросети, в свою очередь, превращаются в промпты для воображения зрителя.
Инсталляция симметрична и разделена тоннелем: ее устройство выглядит искаженным, как бывает в виртуальном мире или в пространстве конфабуляции, ложного воспоминания. В одной половине зала находятся оригинальные работы Боэтти, вторая представляет собой фотографическую репродукцию первой, преобразованную нейросетью. Нейросеть не только нарушает строгую симметрию, задавая пространству еле уловимые различия, но и создает свой образ зрителя, точнее, «воспоминание» о нем. Система камер запечатлевает лица посетителей, считывает их эмоции и превращает фотопортреты в новые, искаженные образы, выводя их на экран.*
*Мы не храним полученные на выставке изображения и не используем их за ее пределами. Обработка изображений посетителей выставки осуществляется алгоритмами программного обеспечения. Посещая выставку, вы даете согласие на использование изображения в составе художественной работы. Если происходящее может оказать на вас негативное воздействие, рекомендуем отказаться от посещения.
Таким образом художница исследует процесс реконсолидации памяти человека: то, что происходит при извлечении воспоминаний, их редактуре, перезаписи и замене. Наши воспоминания по сути представляют собой не надежный архив, а набор переписанных, повторенных версий, интерпретаций и искажений. Частью работы Эллины Геннадьевны стал фильм, основанный на интервью с экспертами по физиологии и генетике памяти, памяти нейросетей и памяти пчел, ароматической мнемонике и нейромаркетинговым системам.
Эллина Геннадьевна (р. 1989, Казань) — художница, программист, куратор, преподаватель. Окончила кафедру прикладной математики и искусственного интеллекта факультета вычислительной математики и кибернетики Казанского университета, училась в мастерской интерактивных, коммуникационных и смешанных медиа Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. Художественные работы Эллины Геннадьевны строятся вокруг взаимодействия между органической и неорганической природой, виртуальной и реальной средами, системой, ошибкой и энтропией. Используя технологии виртуальной и дополненной реальности, 3D-моделирование, программирование микроконтроллеров и игровые механики, она создает воображаемые миры и дистопии, которые служат основой для исследования противоречий, заложенных в самой природе технологии.
Алигьеро Боэтти (1940–1994) — итальянский художник-концептуалист. Начал свой путь как участник художественного движения арте повера («бедное искусство»), но уже в начале 1970-х покинул этот круг и начал строить собственный художественный метод. Помимо интереса к системам, картам и классификациям, Боэтти развивал и расширял само представление о возможностях и техниках рисунка, добавлял в него новые измерения — экономическое, политическое и медийное, дополнял графику текстами, расчетами, штампами, трафаретом, ксерокопированием, мейл-артом, канцелярскими наклейками. Одним из первых среди концептуальных художников начал изучать культуру и ремесленные традиции неевропейских стран. В 1971–1980 гг. жил и работал в Афганистане и Пакистане, где создал художественную коммуну и наладил производство ковров, килимов и вышивок. Там была создана его знаменитая серия из 150 вышитых политических карт мира (Mappe, 1971–1994): каждая из них фиксировала стремительно менявшиеся в те годы государственные границы, а цветовое и декоративное решение принадлежало мастерам.
Поляризация, 2023. Рабочие материалы.
Предоставлено автором
Куратор
Катерина Чучалина
Программное обеспечение для проекта Эллины Геннадьевны
Федор Балашов, Роман Вагин
Над фильмом «Синтез» Эллины Геннадьевны также работали
Вера Вишневая, Алексей Вяткин, Никита Козырь, Никита Севастьянов, Михаил Смолко
Архитекторы
Архитектурное бюро «НОВОЕ»
Логистика, учет и хранение
Дарья Кривцова
Свет
Ксения Косая
Техническая команда
Андрей Белов, Александр Долматов, Артем Канифатов
Продюсер
Саша Чистова
Кураторы программ доступности и инклюзии
Вера Замыслова, Влад Колесников, Оксана Осадчая
Дом культуры «