Сайт VAC

Книжная коллекция «Медиация»

Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Коллекция, собранная специалистами Дома культуры «ГЭС-2», о том, что такое медиация сегодня и какие формы она может приобретать внутри культурной институции.

T

Фото: Руслан Шавалеев

Тематическая книжная полка в пространстве Библиотеки появилась как размышление о теоретических и практических основах медиации. Так как медиация — подвижная практика, только начинающая формироваться, здесь представлены тексты из разных областей знания, предлагающие подумать о потенциале и роли зрителя в широком понимании, о риторике, формах знания и способах его передачи, музеологии и теории медиа.

Медиация — это практика взаимодействия культурной институции с посетителями, направленная на формирование уважительного диалога между всеми участниками процесса. Отдел медиации в Доме культуры «ГЭС-2» работает с посетителями в рамках выставочных проектов, перформативных событий и кинопрограмм, предлагая более погруженный и вдумчивый взгляд на происходящее. Как культурная практика, медиация междисциплинарна и базируется на методологии таких наук, как философия, культурология, история искусства, педагогика, социология и психология.

В работе «Эмансипированный зритель» французский философ Жак Рансьер предлагает пересмотреть классическую для искусства дихотомию «художник—зритель». В противовес современным художественным практикам, в рамках которых «пассивный» зритель «активируется», Рансьер вводит понятие интеллектуальной эмансипации, основывающееся на самоценности зрителя и иерархическом равенстве творца и созерцающего. Философ пишет: «Мы не должны превращать зрителей в актеров, а невежд — в ученых. Мы должны признать активное знание невежды и собственную активность зрителя».

В книге «Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства» излагается теория партиципаторного, или социально ангажированного искусства, предложенная исследовательницей и искусствоведом Клер Бишоп в начале XXI века. Работа становится продолжением начавшегося в 1990-х годах разговора об изменении роли зрителя в перформативных практиках. Бишоп предлагает рассмотреть партиципаторность как включение зрителя в процесс производства культуры и искусства.

Вопрос «зрительства» тесно связан с понятием публичности. Исходя из установки, что публика существует внутри особого пространства, Юрген Хабермас развивает теорию публичной сферы. Ученый утверждает, что не все зрители могут считаться публикой. В работе «Структурное изменение публичной сферы» философ называет главной чертой публики наличие собственного мнения, формируемого на основании диалога.

В другом своем важном труде — «Теория коммуникативной деятельности» — Юрген Хабермас касается вопросов формирования и развития коммуникативного пространства. Пространство коммуникации у Хабермаса рационально, оно включает в себя не только область вербального обмена информацией, но и другие среды, среди которых рассматриваются ситуации, регулирующие и направляющие общество или публику.

Теоретические аспекты медиации затрагивают не только вопрос переосмысления фигуры зрителя, но и соотношения статуса ученика и учителя. В коллективной монографии «Анархизм и образование» приводится подробная историография педагогики, основанной на философии анархизма. В работе обозначены конкретные примеры попыток реализации либертарных идей за последние сто лет развития критической педагогики.

«Педагогика угнетенных» — один из важнейших текстов в области критической педагогики второй половины XX века. Пауло Фрейре на примере собственной практики объясняет, почему классические методы педагогики часто оборачиваются угнетением, а не освобождением. Автор предлагает собственный метод, частично основанный на практиках анархистской педагогики, частично — на том, что Жак Рансьер назвал концепцией «невежественного учителя».

В книге «Невежественный учитель» ставится под сомнение фигура учителя как обладателя беспрекословного знания. Жак Рансьер описывает метод Жан-Жозефа Жакото, признавшего всеобщее равенство интеллекта и способностей к познанию. Эта страница истории педагогики иллюстрирует возможность эмансипации через равноправный обмен знаниями взамен диктата единственного мнения.

Выпуск «Художественного журнала» № 118, вышедший в 2021 году, посвящен альтернативным формам музейной педагогики и концепции «разобучения» (англ. unlearning), нацеленной на выявление властных конструктов в просветительских проектах и отказ от них.

Говоря о передаче знаний, в первую очередь мы обращаемся к способам устного обмена мнениями. Мишель Фуко в сборнике философских работ «Речь и истина» вводит понятие парресии — формы взаимодействия людей, при которой свобода слова и суждений не просто существует, но и приносит пользу.

Коллективная монография «Экскоммуникация. Три эссе о медиа и медиации» напрямую не связана с практикой медиации в культурной институции. Изначально работа попала в подборку в качестве шутки, однако в ней изложен любопытный взгляд на теорию коммуникации и медиа. В рамках критической теории, прибегая к примерам из античной литературы и философии, авторы определяют медиацию, то есть буквальные способы опосредования сообщения, через три режима: обмен интерпретациями, мгновенное озарение и сеть распределенного знания.


Составители

Вера Замыслова — искусствовед, аспирантка НИУ ВШЭ, исследовательница акционизма и перформанса, куратор отдела доступности Дома культуры «ГЭС-2».

Екатерина Воронович — аспирантка философского факультета МГУ, исследовательница перформанса, руководительница отдела медиации Дома культуры «ГЭС-2».

Сергей Кочкуров — куратор программ медиации фонда V–A–C, исследователь звука, художник.

Эта коллекция текстов, которая будет постепенно обновляться, может стать путеводителем по теории и практике медиации или введением в специфику профессии. Мы приглашаем обсудить все работы из подборки в рамках медиаторских туров и других форматов встреч со специалистами Дома культуры «ГЭС-2».

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}