Подборка текстов, посвященных восприятию и пониманию цвета, от кураторов воркшопов «Цветопись» Полины Зотовой и Юлии Апанасенко.
Цветопись.
Книжная коллекция
- Возрастные ограничения
- 12+
Фото: Руслан Шавалеев
Черная кровь, синие брови Посейдона, зеленый мед — канадская писательница Энн Карсон в «Автобиографии красного» приводит примеры из античной литературы, показывая, что использование цветовых эпитетов зависит от традиции. Так, в древнегреческих текстах крайне редко фигурируют оттенки голубого. Историк Мишель Пастуро в книге «Синий. История цвета» объясняет это тем, что синий пигмент был трудоемким в производстве, стоил дорого и оттого встречался сравнительно редко, поэтому у людей не было необходимости использовать для него отдельное понятие — проще было пользоваться «лежащими рядом» цветами спектра: красным, зеленым или черным.
В работе «Сквозь зеркало языка» лингвист Гай Дойчер приходит к выводу, что цветовые обозначения появились в языке в результате произвольного разграничения единого цветового континуума, где между «зеленым» и «синим» лежит бесконечное количество оттенков. Получается, что ощущение цвета — субъективная характеристика, которая зависит от особенностей нашего тела, психики, культурного кода эпохи, в которой мы живем.
Книги, вошедшие в коллекцию, отражают разные подходы к пониманию цвета. В текстах художников он предстает инструментом личной практики и объектом исследования. Научно-популярные тексты осмысляют восприятие цвета в зависимости от социально-исторического контекста, эволюции вкуса, влияния политических и экономических реалий, религиозных ценностей, морали и эстетики. Отдельно представлена художественная литература, наполненная рассуждениями о цвете, — от экспериментальных романов до автофикшена.
Составители
Юлия Апанасенко, Полина Зотова — кураторы детской и семейной программ Дома культуры «