Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Поэтическая лаборатория авангардного письма

Дата:
29 авг–29 ноя 2024
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Цикл лекций и серия практических занятий, посвященных поэтическому авангарду и экспериментальным методам письма.

Программа 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
T

Лаборатория включает открытые лекции для всех желающих и закрытые творческие семинары для участников, отобранных по результатам опен-колла. На протяжении трех месяцев вместе с приглашенными специалистами и ведущим лаборатории, поэтом Михаилом Бордуновским, мы изучим историю русского поэтического авангарда, оттолкнувшись от опыта художников-авангардистов начала XX века.

Алексей Кручёных, из книги «Арабески из Гоголя».
Шрифтовая аранжировка Сергей Сигей.
Ейск: Отдел живописи и графики Ейского историко-краеведческого музея, 1992

Слушатели открытых лекций узнают об исследованиях авангардного, экспериментального, заумного, визуального письма, в то время как участники семинарских занятий на основе теоретического лекционного материала попробуют «расшатать» не только привычный строй языка, но и собственные представления о том, как сегодня может выглядеть и звучать поэзия. В основе каждой встречи лежит художественный инструмент или метод — «ключ», характерный для определенного литературного направления, который участники смогут применить в собственной поэтической практике.

Семинары рассчитаны на людей с любым уровнем подготовки, интересующихся поэзией и экспериментальным письмом. Лучшие произведения, созданные на практических занятиях лаборатории, войдут в зин — он будет опубликован издательством V–A–C Press.

Ведущий

Михаил Бордуновский — поэт, издатель. Выпускник Литературного института имени М. Горького. Соредактор издательства SOYAPRESS, куратор литературных проектов. Главный редактор журнала поэзии «Флаги» в 2020–2024 годах. Лауреат премии Андрея Белого.

Кураторы

Даниил Бельцов — старший редактор V–A–C Press и главный редактор онлайн-журнала V–A–C Sreda.

Екатерина Дмитриева — редактор онлайн-журнала V–A–C Sreda.

Программа лекций и поэтические «ключи»

Вызов

Когда: 29 авг, 18:30–20:00

На первой лекции поговорим о футуризме, а именно — о первом поколении русских футуристов, совершивших революцию в поэзии и искусстве. Как зародилось течение в России и в чем его экспериментальные особенности? Почему для футуристов были важны провокация, вызов, революционный эпатаж? Какую роль играет элемент «архаичности» в искусстве будущего и как опыт футуристов повлиял на андеграунд 1930-х?

Ключевые поэты: Алексей Крученых, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид и Николай Бурлюки, Елена Гуро, Ольга Розанова.

Лектор

Андрей Россомахин — филолог, искусствовед, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН и Лаборатории визуальной истории НИУ ВШЭ; составитель серии Avant-Garde. Автор и соавтор более 200 публикаций, среди которых 20 монографий, в том числе о ряде ключевых творцов авангарда.

Заумь. Архитектура

Когда: 5 сен, 18:30–20:00

В 1920-е годы, во времена расцвета авангарда, возникало множество экспериментальных групп и течений, которые, с одной стороны, продолжали развиваться в русле футуризма, а с другой — заявляли о своей полной независимости. Мы поговорим о поэтах-ничевоках и биокосмистах, концепции заумной поэзии и группе «41°», а также литературном объединении конструктивистов.

Ключевые поэты: Алексей Чичерин, Игорь Терентьев, Илья Зданевич, Илья Сельвинский.

Лектор

Татьяна Никольская — филолог, исследовательница русского авангарда, специалист по русской прозе 1910–1930-х годов и истории грузинского футуризма.

Распад

Когда: 12 сен, 18:30–20:00

ОБЭРИУ, или Объединение реального искусства, возникло в Ленинграде, просуществовав с 1927 по 1930 год. Мироощущение обэриутов шло вразрез с футуризмом — вместо создания искусства будущего они говорили о (сюр)реальности настоящего: странной, хаотичной и абсурдной. Что отличало поэзию обэриутов от авангарда того времени? Почему она тяготела к романтической традиции и какую роль играла театрализация быта? Найдем ответы на эти вопросы в ходе лекции.

Ключевые поэты: Александр Введенский, Даниил Хармс, Константин Вагинов.

Лектор

Валерий Шубинский — поэт и переводчик, критик, историк литературы. Лауреат премии Андрея Белого.

Реплика

Когда: 19 сен, 18:30–20:00

Лианозовская школа — одно из ключевых московских объединений художников и поэтов неподцензурной культуры конца 1950-х — середины 1970-х годов. Основу их языка составляла живая — подслушанная, найденная — речь как способ или инструмент противопоставления официальной и идеологической литературе того периода, а основным сюжетом их поэзии становилась повседневность барачной жизни, к которой многие представители течения имели непосредственное отношение. Проследим, как происходила деконструкция языка в поэзии лианозовской группы и почему субъективность и сама идея авторства ставились под сомнение.

Ключевые фигуры: Всеволод Некрасов, Генрих Сапгир, Игорь Холин, Ян Сатуновский.

Лектор

Михаил Павловец — доктор филологических наук, профессор школы филологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, учитель словесности Лицея НИУ ВШЭ.

Рамка

Когда: 26 сен, 18:30–20:00

Послевоенный поэтический андеграунд 1960–1970-х годов — особое явление, которое сформировалось вопреки — или благодаря — культурной изоляции и советской официальной литературе периода оттепели. Изучим течения и среду, которые в это время развивались в Ленинграде: «Филологическую школу», абсурдистское объединение «Хеленукты», встречи поэтов на Малой Садовой и группу «Верпа».

Ключевые поэты: Михаил Еремин, Михаил Красильников, Сергей Кулле («Филологическая школа»); Владимир Эрль, Дмитрий Макринов, Николай Аксельрод («Хеленукты»); Алексей Хвостенко, Анри Волохонский, Кари Унксова («Верпа»).

Лектор

Александр Житенев — доктор филологических наук, исследователь русской литературы XX–XXI веков.

Проект

Когда: 3 окт, 18:30–20:00

Трансфуризм — срез авангардного движения, зародившегося в Ейске в конце 1970-х вокруг самиздатовского журнала «Транспонанс». Каковы были главные идеи и инструменты трансфуристов? Как они объединяли исторический авангард и современность, а литературное — с визуальным?

Ключевые поэты: Ры Никонова, Сергей Сигей.

Лектор

Андрей Черкасов — поэт, художник, издатель. Автор семи поэтических книг, входил в шорт-лист премии Андрея Белого в 2015 и 2019 годах.

Пауза

Когда: 10 окт, 18:30–20:00

Эта лекция о двух поэтах, которые, с одной стороны, являются неотъемлемой и важной частью поэтического авангарда второй половины XX века, а с другой — не принадлежат никакой группе, школе или движению. Мы обсудим связь поэзии Геннадия Айги и творчества Елизаветы Мнацакановой и какую роль для них играют пауза, музыка и тишина.

Ключевые поэты: Геннадий Айги, Елизавета Мнацаканова.

Лектор

Кирилл Корчагин — поэт, литературовед, филолог. Один из соавторов учебника «Поэзия». Лауреат премии Андрея Белого.

Перевод

Когда: 17 окт, 18:30–20:00

Несмотря на изоляцию и сложность общекультурных взаимосвязей позднесоветского времени, в Ленинграде 1980-х возникали важные пересечения между кругом неподцензурных поэтов и американскими поэтами того времени — в частности, авторами «Школы языка» (Language School). Мы поговорим о том, как встречи с англоязычными поэтами стали возможны в 1983 и 1989 годах, и рассмотрим деятельность литературного журнала «Часы», где публиковались авторы «второй культуры» и важнейшие переводные произведения.

Ключевые поэты: Аркадий Драгомощенко, Елена Шварц.

Лектор

Владимир Фещенко — филолог, семиотик, специалист в области взаимосвязи языка и искусства, лингвистической эстетики и поэтики, философии языка, языка авангардных текстов.

Изобразительная поэзия

Когда: 24 окт, 18:30–20:00

Другой полюс поэтического авангарда 1960–1970-х занимали «официальные» шестидесятники. В их творчестве эксперимент и новаторство соединялись с признанием. На лекции особое внимание уделим «изопам» и «видеомам» и роли Андрея Вознесенского в творческой жизни эпохи «оттепели».

Ключевой поэт: Андрей Вознесенский.

Лектор

Юлия Тихомирова — историк искусства, художественный критик. Автор «Художественного журнала» и журнала «Диалог искусств».

Метабола

Когда: 31 окт, 18:30–20:00

Метареализм — поэтическое движение конца 1970-х — 1990-х, для которого характерен выход за пределы зримой, физической реальности. С помощью сверхметафоры (метаболы) метареалисты глубже проникали в природу вещей и раскрывали мир в его многомерности и сложности. Встреча посвящена основным чертам метареализма, а также тому, как движение соприкасалось с концептуализмом и какое влияние оказало на русскоязычную поэзию и современное поколение авторов.

Ключевые поэты: Александр Еременко, Алексей Парщиков, Иван Жданов, Юлия Кокошко, Андрей Тавров, Виталий Кальпиди, Илья Кутик, Юлия Кисина.

Лектор

Владимир Кошелев — поэт, переводчик, трансмедиальный художник, редактор сетевого журнала «Флаги», соредактор издательств «Полифем», «Горгулья». Лауреат премии Андрея Белого.

Ирония

Когда: 7 ноя, 18:30–20:00

Московский концептуализм — широкое движение в искусстве 1970–1990-х. Мы сфокусируемся на поэтическом ответвлении концептуализма и его основных художественных принципах. Какую роль в концептуализме играли ирония и абсурд? Почему речь и язык становились центральным предметом исследования? Где пролегала граница между вербальным и изобразительным?

Ключевые поэты: Андрей Монастырский, Всеволод Некрасов, Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн.

Лектор
Михаил Павловец

Поиск

Когда: 14 ноя, 18:30–20:00

Тема лекции — яркие женские имена авангарда второй половины XX века, альманах «Женщина и Россия». Также поразмышляем о том, где проходит граница между «женским» письмом и какие уроки извлекает современная поэзия из опыта поэтесс прошлого века.

Ключевые поэты: Кари Унксова, Марина Темкина, Анна Альчук.

Лектор

Елизавета Хереш — поэт, исследовательница литературы, переводчица, редактор журнала «Флаги», ставшего лауреатом премии Андрея Белого 2023 года в номинации «Литературные проекты». Лектор курса «Неизвестный метареализм» в московской Библиотеке имени Некрасова.

Граница

Когда: 21 ноя, 18:30–20:00

Для осмысления поэтического авангарда и искусства XX века важен опыт представителей «второй культуры», которые работали в Сибири, Поволжье и на Урале. Мы поговорим о том, как формировалась и развивалась авангардная практика за пределами «центра», а также о ташкентском журнале «Звезда Востока» и Ферганской группе — одном из важнейших русскоязычных поэтических сообществ Узбекистана.

Ключевые поэты: Ха­мид Исмайлов, Хамдам Закиров, Шамшад Абдуллаев.

Лектор
Кирилл Корчагин

Полистилистика

Когда: 29 ноя, 18:30–20:00

На рубеже 1970-х и 1980-х формировалось поэтическое поколение, которое не примыкало к одной группе, но составляло единое культурное «тело». Узнаем об отличительных чертах поэтики эпохи перестройки, о том, какую роль играли «Студия Кирилла Ковальджи» и клуб «Поэзия» в объединении неподцензурных авторов того времени, а также о значении публичных акций и литературных перформансов.

Ключевые поэты: Александр Еременко, Нина Искренко.

Лектор
Елизавета Хереш

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"margin":0,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}