Феерическое прочтение «Клопа» Маяковского — с путешествиями во времени, анимацией и авангардным метанарративом. Специальный показ в программе «Краткий курс экс-центричной жизни».
Маяковский смеется
- Дата:
- 14 июл 2024,
19:00–20:30
- Возрастные ограничения
- 0+
1976, Сергей Юткевич, Анатолий Каранович | Sergei Yutkevich, Anatoly Karanovich
СССР
87 мин., рус.
В ролях: Юрий Чернов, Леонид Броневой, Ия Саввина, Галина Волчек
Драматург Алексей Каплер объясняет зрителям правила игры: его друзья, режиссеры Юткевич и Каранович, примеряют пьесу Маяковского на реалии 1970-х годов — проще говоря, ищут Маяковскому, которого и Каплер, и Юткевич хорошо знали лично, место в современности. Вот актеры — Юрий Чернов в роли предавшего рабочий класс Присыпкина, Ия Саввина в качестве преданной уже Присыпкиным комсомолки. Вот демонстративно театрально-гротескная мизансцена. А вот актриса Саввина сомневается в характере своей героини — и для лучшего понимания будет тут же отправлена в хронику 1920-х.
Кадр из фильма «Маяковский смеется», 1976
Прыжки во времени и пространстве, актеры, играющие самих себя, играющих персонажей Маяковского, переходы от хроники к мультипликации (причем как рисованной, так и кукольной) и от мокьюментари к футуристике — «Маяковский смеется» не похож не только ни на один фильм 1970-х, но и почти ни на что из снятого в наши дни. Обращаясь к классику в эпоху, бесконечно далеко отстоящую от его поэтики, Сергей Юткевич, десятилетия хранивший в своем кино отпечаток эксцентризма 1920-х, расходится в итоге так, как никогда в карьере. В этом ему помогает коллега-мультипликатор Каранович. Формальное сумасшествие этого всеядного, беспорядочного фильма смотрится не столько экранизацией, сколько попыткой предсказания того мультимедийного хаоса, в котором обнаружат себя уже люди современные.