Любовь как сновидение в шедевре поэтического реализма, уже 90 лет остающемся одним из лучших фильмов в истории. Показ в ретроспективной программе Фестиваля единственных фильмов.
Аталанта
- Дата:
- 25 сен 2024,
16:00–17:25
- Возрастные ограничения
- 16+
L’Atalante
1934, Жан Виго | Jean Vigo
Франция
85 мин., фр. с рус. субт.
В ролях: Дита Парло, Жан Дасте, Мишель Симон, Луи Лефевр
«В воде можно увидеть лицо своей настоящей любви», — говорит Жюльетта Жану. Им, только что справившим свадьбу, предстоит смотреть на воду еще очень долго: Жан — капитан баржи «Аталанта», и они с Жюльеттой собираются жить на ее борту, в компании пожилого боцмана и мальчишки-юнги. От бесконечных рек и берегов Жюльетта скоро начинает скучать.
Кадр из фильма «Аталанта», 1934
«Аталанта» — это мир весны, место, где мерцающие отражения, туманные бризы, пустые улицы и разлитое в воздухе ощущение эротической энергии составляют суть жизни и кино.
— Джеймс Хоберман, Village Voice
Сюжет «Аталанты» звучит как стандартная история для романтической мелодрамы — и именно таковую рассчитывали получить продюсеры. Но Жан Виго, сын анархиста Мигеля Альмерейды, привносит в эту конструкцию столько анархической формальной свободы, что его единственный полнометражный фильм не укладывается ни в какие привычные рамки — и, несмотря на колоссальное влияние на историю кино, во многом остается неповторимым.
Виго не удовлетворяется ни реальностью, ни фантазией по отдельности: в «Аталанте» первая причудливо переплетается со второй, так что фильм проникнут сновидческим ощущением — то сверхъестественно ясным, то сюрреалистически беспокойным. Режиссер также отказывается миндальничать: любовь его героев проникнута эротизмом настолько явным, что некоторые монтажные склейки ощущаются почти тактильно.
Смерть Виго от болезни легких, подхваченной на съемках и усугубившей его туберкулез, — один из самых трагических сюжетов в истории кино. Оборванная жизнь и карьера автора, впрочем, не мешает «Аталанте» вот уже почти век фигурировать в списках лучших фильмов всех времен.