Конференция, посвященная специфике российского искусства 2010-х годов и его влиянию на современную отечественную художественную сцену.
Имперфект: 2010-е в российском искусстве
- Дата:
- 15–
17 ноя 2024
- Возрастные ограничения
- 12+
Предыдущее десятилетие в российском искусстве было отмечено существенными сдвигами: это было время развития и угасания институционального строительства, всплеска самоорганизации, активного участия отечественных авторов в жизни международной художественной сцены. Новые исследования в области антропологии, философии и других гуманитарных наук вызвали в искусстве свой теоретический бум. Сформировалось новое поколение художников, не заставших советское время в сознательном возрасте, но заинтересованных в его осмыслении. Новые технологии и способы коммуникации повлияли на тактики кураторства и зрительские практики, трансформировали роли автора, куратора и зрителя.
Во многом из-за «ускорения нашего пребывания в настоящем» (по определению философа Германа Люббе), постоянно подстегиваемого социальными и политическими кризисами, сегодня 2010-е видятся на достаточной временной и дискурсивной дистанции, необходимой для анализа. До известной степени это десятилетие — ушедшая эпоха, определенно закрывшая целый спектр возможностей действия, совместного существования и организации, критики и теории. Анализ упущенных возможностей — задача будущих исследований. Нынешняя же конференция делает акцент на том, как художественные процессы предыдущего десятилетия получили свое развитие и продолжение в 2020-х. Социальные сети и экранная культура меняют принципы производства и восприятия искусства. Развитие и угасание локальных художественных сцен, сообществ и институций указывает на по-прежнему неравномерный процесс де- и рецентрализации. Внимание к вопросам доступности обретает новые институциональные и творческие решения. Продолжающаяся череда кризисов рождает потребность в новых формах взаимной поддержки.
На круглых столах, которые пройдут в три дня конференции, мы попробуем задать траектории осмысления 2010-х как одновременно завершенного и длящегося периода. Поскольку мероприятие проводит культурная институция, мы, следуя принципу расположенного знания, начнем с анализа самой институциональной системы. Кроме того, в первый день речь пойдет о кураторстве. Во второй и третий дни участники обратятся к актуальным формам существования искусства и его проблематике, а также поговорим о зрителе и зрительстве, изменившемся под воздействием новых художественных практик, этических установок и глобальных технологических трансформаций.
Координатор
Аня Ушакова
Куратор
Лера Конончук
Продюсеры
Варвара Архипова, Юлия Бучинская, Ольга Королева
Медиаспециалист
Ирина Попович
Программа
15 ноября
Институциональная система
Когда: 11:30–13:30
В 2010-е годы уже существующие институции трансформировались и преисполнились новых амбиций. Параллельно появились иные формы организации художественного сообщества, предполагающие новые этические и профессиональные стандарты творческой работы. На круглом столе мы дадим общую характеристику институциональной системе 2010-х годов и определим основные векторы ее эволюции, поговорим о современной роли переживших распад СССР творческих организаций (союзы художников, академические вузы и т.д.), коснемся проблемы институциональных коллекций современного искусства и перспектив их дальнейшего развития. Наконец, мы попытаемся ответить на один из самых неотступных вопросов этого десятилетия: как и для чего писать (или не писать) историю современного искусства.
Модератор
Мария Кравцова — критик, главный редактор издания «Артгид». Преподаватель программы бакалавриата «История искусств» факультета гуманитарных наук НИУ «Высшая школа экономики» (2017–2019), составитель и преподаватель курса «Актуальное искусство России».
Участники
Ирина Горлова — искусствовед, куратор. Сотрудник Государственного центра современного искусства (1996–2016), руководитель отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи (2017–2024). Реализовала более 50 кураторских проектов. Автор курсов «Когда начинается современное искусство», «Неслучайные связи: современное искусство и традиции» для лектория Третьяковской галереи. Заслуженный работник культуры РФ.
Егор Кошелев — художник, куратор, публицист. Кандидат наук, преподаватель Университета имени С. Г. Строганова (РГХПУ). Его ретроспективные персональные выставки работ прошли в Центре современного искусства «Винзавод» (2017) и в Московском музее современного искусства (2024).
Сергей Попов — галерист, искусствовед, куратор, специалист по российскому искусству. С 2000 по 2004 годы был научным сотрудником Государственной Третьяковской галереи. В 2004 году основал галерею pop/off/art. Автор книг «Всегда другое искусство. История современного русского искусства» (М., 2010), «Эрик Булатов: Картина после живописи» (М., 2017), а также более 300 статей о современном искусстве.
Биеннализация
Когда: 14:15–16:15
Слово «биеннале» в российском художественном контексте имеет магическую силу: стоит назвать так проект, как его символическая значимость (и бюджет) увеличиваются в разы. Этому формату выделяется невероятный кредит доверия. По мере развития и разветвления российской системы институций современного искусства биеннальные проекты возникали в разных местах страны. Причем, пока Москва еще только размышляла о «большом проекте для России» (в частности, на конференции в Центральном доме художников в 2003 году), в Красноярске музейщики уже готовились проводить свою биеннале в пятый раз.
В 2010-е «биеннализация» продолжилась: многие хотели проводить у себя регулярный форум современного искусства в этом формате. В каждом случае проект имел свою специфику, решал определенные локальные задачи, транслировал амбиции и мечты его устроителей
Большинство российских биеннале захлебнулось в пандемию коронавируса. Некоторые из них возродились или находятся в процессе рекуперации, на основе опыта других вызревают третьи. О биеннале столичных и нестоличных пойдет речь на секции.
Модератор
Алиса Прудникова — программный директор Дома культуры «
Участники
Юлия Василенко — руководитель отдела специальных проектов и программ развития молодого искусства, исполнительный директор Московской международной биеннале молодого искусства. В 2013 году выступила в качестве сооснователя Биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА», а также одноименного творческого объединения.
Сергей Ковалевский — искусствовед, куратор, музейный проектировщик, арт-директор музейного центра «Площадь Мира» (Красноярск). Курировал и проектировал более ста выставок и экспозиций, в том числе двенадцать Красноярских музейных биеннале. Лауреат конкурса «Инновация» в номинации «Лучший региональный проект» (2009).
Василиса Лебедева и Ольга Туманова — художницы, основательницы некоммерческой самоорганизации BOLOTO (2020), которая за время своего существования провела 12 масштабных выставок и арт-резиденций, в них приняли участие более 400 художников. Организаторы Болотной Биеннале. Ключевая идея сообщества — фокус на биеннальном искусстве и поддержка художников андеграунда.
Александр Пономарев — художник, автор идеи и концепции первой Биеннале современного искусства в Антарктиде и первого наднационального павильона Антарктиды в Венеции. За тридцать лет деятельности осуществил более ста выставок и художественных проектов в российских и зарубежных музеях, выставочных центрах и галереях.
Анна Пьянкова — директор Центра поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ» (Екатеринбург), исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Со-бытие и место кураторства
Когда: 17:00–19:00
Дискуссии последних 15 лет о трансформации системы искусства обозначили кризис традиционной модели кураторства. Фигура куратора-демиурга, создающего миры вместе с художниками, отошла в тень еще в 2000-х. О себе заявило «медленное кураторство» — длительная и вовлеченная исследовательская работа, в том числе с различными сообществами. Кураторство как практика совместного бытия стало выходить на первый план в выставочных проектах 2010-х как в России, так и во всем мире.
В то же время на смену персональной, подчас героической этике кураторства пришли профессиональные нормы, горизонтальные связи, институциональные иерархии. Чем это обусловлено и действительно ли позиция индивидуального куратора-творца изжила себя? Этот комплекс вопросов представляется особенно острым в свете нарастающей полемики о фундаментальной перекомпозиции современного искусства.
Модератор
Мария Калинина — куратор, исследователь, преподаватель. Автор учебных курсов для НИУ «Высшая школа экономики», Института современного искусства Иосифа Бакштейна, Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, музея «Гараж» и Московской школы современного искусства. Член редакционного совета «Художественного журнала», сооснователь международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар», экс-куратор ГЦСИ и ГМИИ имени А. С. Пушкина и проекта ЦСИ «Винзавод» «Старт».
Участники
Николай Алексеев — художник, куратор, преподаватель. C 2008 года участвует в создании и развитии Воронежского центра современного искусства (ВЦСИ) и в организации выставок молодых художников. Куратор и лектор «Курса молодого художника» и «Всеобщего курса по истории и теории искусства XX–XXI веков» в ВЦСИ. Художественный руководитель самоорганизованной онлайн-галереи Null Gallery.
Ярослав Алешин — куратор выставочных проектов, руководитель отдела программ городской интеграции Дома культуры «
Анна Журба — независимый куратор, до марта 2022 года — куратор Московского музея современного искусства (MMOMA), в прошлом сотрудник аукционного дома Phillips и программный директор Artwin Gallery. Куратор (совместно с Астрид Веге) программы «Формы художественной жизни», реализованной в партнерстве с Гёте-институтом, IV и V сессий проекта «Удел человеческий» (совместно с Виктором Мизиано) и специального проекта VII Московской международной биеннале молодого искусства «Группа поддержки» (совместно с Сергеем Бабкиным), а также выставки «Великая пустота» в фонде Ruarts (2022), «Скрытое» в пространстве «Третье место» в Санкт-Петербурге (2024) и др.
Виктор Мизиано — куратор. Основатель и главный редактор «Художественного журнала». Курировал проекты на международных биеннале в Стамбуле, Роттердаме, Валенсии, Сан-Паулу, Венеции. В 2007 году осуществил масштабный выставочный проект «Прогрессивная ностальгия. Современное искусство стран бывшего СССР» в Художественном музее Куму (Таллин, Эстония), Центре современного искусства Луиджи Печчи (Прато, Италия), музее Бенаки (Афины, Греция), Музее современного искусства «Киасма» (Хельсинки, Финляндия). С 2015 года работает над многоэтапным проектом «Удел человеческий».
Анастасия Митюшина — куратор, практик неформального образования. Куратор публичной программы музея «Гараж». Среди других проектов в музее «Гараж» — «do it Москва» (совместно со Снежаной Кръстевой, 2014); «Если бы наша консервная банка заговорила... Михаил Лифшиц и советские шестидесятые» (совместно с Дмитрием Гутовым и Давидом Риффом, 2018); «Безграничный слух» (совместно с Ярославом Воловодом и группой Council, 2018), «Красивая ночь всех людей» (совместно с Валентином Дьяконовым, 2020).
Наталья Смолянская — куратор, художник, теоретик искусства. Руководитель исследовательской программы в Международном философском колледже (Париж, Франция, 2007–2013). Лауреат премии «Инновация» (2020), стипендиат Дома наук о человеке (Париж, 2018). Инициатор создания и руководитель магистерской программы «Кураторство художественных проектов» факультета истории искусства РГГУ (2014–2018). Организатор и участница кураторской группы проекта «Войти и разрешить», соорганизатор и руководитель научного семинара «Место искусства». Ассоциированный исследователь Университета Париж VIII.
16 ноября
Коллектив после коллективности
Когда: 11:30–13:30
Дискуссии о самоорганизации, шедшие в 2010-х в профессиональных изданиях, в социальных сетях и очно, сформировали особое к ней отношение: с одной стороны, она представлялась мифическим антагонистом институции, а с другой — как будто встраивалась в последнюю, то ли как супер-эго, то ли как ид.
На секции соберутся представители художественных групп, artist-run-пространств, фантомных и флюидных инициатив, которые продолжают действовать в 2020-х либо созданы в последние годы. За круглым столом они обсудят типичные и уникальные причины устойчивости подобных коллективов, а также попробуют представить их внутреннюю динамику и механизмы взаимодействия с внешним миром: на чем основывается способность коллектива к действию — на его внутреннем единстве или на различиях? И каковы ее художественные, политические и экономические аспекты?
Модератор
Сергей Бабкин — куратор программ городской интеграции Дома культуры «
Участники
Майя Ковальски — куратор, соосновательница Центра современного искусства «Терминал А» (Нижний Новгород) и Всероссийской ярмарки современной графики «Контур».
Аня Кравченко — танцовщица, художник, хореограф. Соосновательница ресурса о современном танце Room For (2014–2016), сокуратор студии «Сдвиг» и фестиваля «Танец без ума от себя и от любви» (Санкт-Петербург). Преподаватель магистерской программы «Художественные практики современного танца» в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. Создательница танцевальной компании «Земные радости», в рамках которой работает над новыми проектами и ведет регулярные классы современного танца.
Дима Филиппов — художник, соорганизатор и куратор галереи «Электрозавод».
Анастасия Шубина — акционистка, участница арт-группы «Дальневосточные разлучницы», основательница музыкально-мистического коллектива «Электросекс». Лауреат премии «Инновация» (2020).
Приключения формализма
Когда: 14:15–16:15
После идеологических столкновений XX века понятие «формализм» применительно к искусству воспринимается в основном негативно, как чрезмерное увлечение формальными — или даже формализованными — аспектами работы. В 2010-х в американской критике появилось выражение «зомби-формализм», описывающее распространенный тогда стиль живописи, неизобретательно пытавшийся оживить тенденции в абстракции середины прошлого века.
В то же время с ростом популярности пост-интернет-искусства и появлением онлайн-агрегаторов, которые, казалось, породили некую новую эстетику художественных объектов и особые способы их распространения, стало необходимо пересмотреть привычные способы размышления о форме. Грэм Харман ввел термин «странный формализм» и поднял новые онтологические вопросы, связанные с автономией, избыточностью и соблазнительностью художественного объекта. Этот термин объяснил и подстегнул интерес к так называемым weird-объектам — странным и загадочным формам в ярко освещенных, подобных сцене пространствах, стирающим границы между виртуальным и реальным миром.
За прошедшие годы эта спекулятивная эстетика, ставшая в свое время предметом бурных дискуссий, кажется, никуда не ушла. Молодое искусство все так же «ни о чем не хочет сказать», зачастую выглядит аморфно, антифункционально и антиинформационно. Но является ли оно таким в полной мере? Как мутировали представления о форме в 2000-е, 2010-е и 2020-е? Как интернет-эстетика повлияла на российское искусство (и был ли у нас постинтернет?). Как проходила реабилитация живописи и скульптуры в российском контексте? Что наследует weird-объектам сегодня?
Модератор
Лера Конончук — старший научный сотрудник Дома культуры «
Участники
Валентин Дьяконов — историк, критик. Куратор коллекции модернизма и современности художественной галереи Уитворт (Манчестер, Великобритания).
Иван Новиков — художник, куратор, преподаватель. Работает преимущественно с абстрактной живописью и инсталляцией. Погружен в исследовательскую и преподавательскую деятельность в сфере теории и истории искусств, мировой и, в частности, азиатской истории, политики и религии, связи антропологии и искусства. Член редакционного совета «Художественного журнала».
Анна Таганцева-Кобзева — художница, работает с живописью, скульптурой, инсталляцией и видео. Соосновательница группы APXIV, галереи Devyatnadsat и образовательной и выставочной платформы AAcademy19.
Станислав Шурипа — художник, теоретик искусства, куратор. Ректор Института современного искусства Иосифа Бакштейна. Основатель Агентства сингулярных исследований (совместно с Анной Титовой). Член редакционной коллегии «Художественного журнала». Лауреат премии «Инновация» (2018).
Память
Когда: 17:00–19:00
В 2010-е годы многие художественные проекты стали поднимать темы исторической памяти и травмы. Появляются целые институциональные инициативы, прицельно работающие с диссонантным наследием, переосмысляющие «трудное прошлое». Одним из центральных становится понятие «постпамять» и работа с опытом предыдущих поколений.
При этом большинство нарративов выстраивается нелинейно: в них соединяются разные темпоральности, оптики и перспективы. Одни мастера обращаются к пристальному разглядыванию истории отдельных людей, часто членов их собственной семьи, и благодаря этому проекты приобретают лирическую, даже интимную интонацию. Другие более отстраненным взглядом охватывают целые поколения, локальные общности или даже судьбы целых народов. О различных стратегиях работы с памятью пойдет разговор на секции.
Модератор
Дарья Пыркина — куратор, исследователь. Кандидат искусствоведения. Руководитель направления академических программ «
Участники
Константин Андреев — педагог, руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа. Автор публикаций на темы, связанные с образованием, музейной педагогикой, семейной историей.
Антон Вальковский — куратор, исследователь, менеджер социокультурных проектов. Кандидат философских наук. Области экспертизы и профессионального интереса включают в себя работу с памятью и наследием методами музейного, социокультурного и художественного проектирования, а также работу с искусством как инструментом культурной дипломатии и «мягкой силы».
Алла Мировская — фотограф, художница, куратор, преподаватель, городская исследовательница. Работает с культурными кодами постсоветских пространств, мест и территорий.
Леонид Тишков — художник. Работает с темой памяти, соединяя в своих работах фольклор, семейные воспоминания, сюрреалистические образы, романтическое видение и традицию сказов.
Михаил Толмачев — художник, создает фото-, видео- и звуковые инсталляции. Часто начинает с найденного изображения, объекта или истории, которые открывают новые нарративы и точки зрения, показывающие связь между изображениями и властью. Сотрудничает с другими художниками, писателями и историками, исследуя разрывы в репрезентации и ставя под вопрос традиционные представления о зрительском восприятии.
17 ноября
Новая новая эра
Когда: 11:30–13:30
В ходе дискуссии речь пойдет о новых формах спиритуализма, расцветающих пышным цветом в обществах позднего капитализма. Подобные процессы и феномены, возникшие в 2010-х годах и сегодня пришедшие к кульминации, напрямую затронули сферу культуры: здесь и алхимические опыты с холстами, и заколдованный постинтернет, и музыкальные клубные движения. «Новая новая эра» хоть и более цифровизирована, но не менее разнообразна и дисперсна, чем предыдущая.
Участники обсудят астрологические приложения, нумерологию, цифровизацию альтернативного знания, цели и задачи, которые сегодня ставит перед собой алхимическое «великое делание», а также выяснят, как относятся к таро работники IT-сектора и кто такие тикток-ведьмы. Также мы поговорим об одноименной будущей выставке в «
Модератор
Карен Саркисов — куратор выставочных проектов Дома культуры «
Участники
Евгений Быков — философ науки, исследователь киборгов (транс-/постгуманизм). Ведет колонку об искусственном интеллекте в издании «Московские новости». Внешний соискатель PhD в НИУ ВШЭ.
Дмитрий Галкин — доктор философских наук, профессор Томского государственного университета (ТГУ), директор Института искусств и культуры ТГУ, заведующий кафедрой дизайна ТГУ, создатель и руководитель магистерской программы «Art & Science: Искусство. Дизайн. Технологии». Куратор Сибирского филиала ГМИИ имени А. С. Пушкина.
Деа Джанкович — сербская междисциплинарная художница. Магистр визуальных искусств университета Сабанджи (Стамбул, Турция) и Университета искусств в Белграде. Финалистка премии «Мангелос» (2022), член секции новых медиа Союза художников Сербии (УЛУС). Ее художественная практика включает в себя перформанс, инсталляцию, фотографию, кино, музыку и текст.
Андрей Паршиков — куратор выставочных проектов Дома культуры «
Репаративные и терапевтические стратегии в искусстве
Когда: 14:15–16:15
В 2010-х годах дискурс инклюзии в русскоязычном контексте значительно расширяется и выходит в поле современного искусства. В крупных культурных институциях появляются отделы доступности, проходят выставки с участием художников с инвалидностью и посвященные опыту инвалидности — начиная с книгоиздательской инициативы «Иные», возникшей на рубеже 2000–2010-х годов, к масштабному передвижному проекту «Единомышленники» (2016) и более камерным, но не менее важным «Примерное время ожидания» (2019), «Вне истеблишмента» (2021–2022) и другим. Наряду с институциональными проектами появляются низовые инициативы: группа «Союз выздоравливающих», сообщества «Инвагёлс» и «Психоактивно».
Сегодня тема репрезентации инвалидности по-прежнему актуальна. С каждым годом увеличивается количество выставочных проектов, участники которых имеют инвалидность и говорят о ней с позиции собственного опыта. Ведутся дискуссии о смене парадигмы зрительства: от элитарного подхода к демократизации через процессы адаптации и доступности информации. В центре внимания нашего круглого стола — вопрос о том, как процессы инклюзии в институциях и в художественных практиках повлияли на искусство.
Модератор
Вера Замыслова — искусствовед, исследователь, аспирантка НИУ «Высшая школа экономики». Куратор программ доступности и инклюзии для посетителей с нейроотличиями Дома культуры «
Участники
Надежда Ишкиняева — художница и социальный работник. Организатор выставочных и образовательных проектов, балансирующих между искусством и исследованием инвалидности. Поддерживает художников, проживающих в психоневрологических интернатах.
Алена Лёвина — художница, независимый куратор, активистка, борющаяся за права людей с инвалидностью. Одна из основательниц объединения «Инвагёлс» и фестиваля «Женщины. Инвалидность. Феминизм». Автор текстов об искусстве и индустрии культуры.
Антон Рьянов — художник, филолог, куратор художественных и инклюзивных проектов. Режиссер фильма «Орган восприятия» (совместно с Соней Пигаловой, 2018). Соорганизатор цикла лекций и дискуссий «Диалоги в пространстве». Сокуратор II Форум-фестиваля социального театра «Особый взгляд».
Мария Салтанова — культуролог, кандидат наук, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, доцент кафедры музеологии и культурного наследия Санкт-Петербургского государственного института культуры. Куратор выставок и образовательных программ.
Анна Суворова — искусствовед, культуролог, специалист по аутсайдерскому и наивному искусству, современным арт-практикам. Доктор наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» и РГПУ имени А. И. Герцена.
Юрий Ярошев — проживает в психоневрологическом интернате, пишет тексты, рассказывает о системе закрытых учреждений изнутри. Увлекается ужасами, темными сатанинскими ритуалами и всем, что связано с мрачными мирами.
Зрители и экраны
Когда: 17:00–19:00
Масштабные выставки 2010-х годов были площадками для экспериментов с новыми технологиями видения и коммуникации со зрителем. Сегодня многие из этих технологий используются и в камерных художественных проектах — а значит, настало время поговорить о том, как трансформировались практики внимания и зрительства в прошлом десятилетии.
На круглом столе мы обсудим экранные форматы, изменившие привычное выставочное пространство 1990-х и 2000-х, — от видеоэссе до VR-энтертейнмента. Своего рода экранами можно назвать и алгоритмы социальных сетей, порождающие и документирующие зрительские реакции. Экранами, на которые проецируются образы, становились и философские теории — новый материализм, объектно ориентированная онтология, темная экология. Приобретая взрывную популярность, они распространялись за пределы академического сообщества, увлекая художников, кураторов и зрителей, рождая новые объединения и выставочные нарративы.
Важно обратить внимание и на то, что любой экран и интерфейс непрозрачен: соединяя различные образные, информационные или социальные поля, он выступает посредником или переводчиком, будь то перевод повседневного опыта на язык теоретических понятий или перевод между разными способами восприятия. Технологии становятся средством не только демонстрации и восприятия, но и дизайна, контроля, управления зрительскими потоками и языком описания реальности. О том, как российское искусство 2010-х применяло эти средства, мы поговорим с художниками, исследователями и кураторами выставочных и цифровых музейных проектов.
Модератор
Александра Володина — исследовательница современного искусства и культуры, кандидат философских наук, научный сотрудник Института философии РАН.
Участники
Тамара Великоднева — исследовательница. Учится в магистратуре по программе менеджмента в области искусства и культурного наследия на глобальных рынках (MAGMa) в Университете Глазго. Работала менеджером цифровых проектов ГМИИ имени А. С. Пушкина и издательского дома «Мамихлапинатана». Руководила отделом цифровых проектов Музея Москвы. Преподавала в НИУ «Высшая школа экономики» и Университете ИТМО.
Никита Нечаев — куратор Garage Digital — программы музея «Гараж» о новейших технологиях и медиа в искусстве и исследованиях.
Михаил Максимов — художник. Область интересов — потенциальные реальности, которые могут быть описаны с помощью методов программирования, видеоигр, симуляции и 3D-анимации. Проверяет идеологические и философские теории с помощью «трансмедийного повествования», объединяющего в себе кино, инсталляции, приложения для смартфонов и другие форматы.
Евгения Суслова — художница, поэтесса, исследовательница поэтического языка. Области исследовательских интересов — принципы радикальной коммуникации, экспериментальные ментальные пространства. Как художница работает в жанрах интерактивной инсталляции, перформанса, техноориентированного театра.