Внимание!  13 — 15 июня меняется время работы Дома культуры.  13 и 14 июня мы открыты до 21:00, 15 июня — до 15:00. Зрителей концерта «33 вариации о 33 вариациях» ждем в «ГЭС-2» с 19:00.
Сайт VAC

Как работать вместе? Медиация в контексте культурных практик современности

Дата:
12–13 апр 2024
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Междисциплинарный форум, объединяющий специалистов в области медиации и многолетний опыт культурной практики.

Больше о проекте:

T

Арт-медиатор: что это за профессия и с чего начать этот путь в мир искусства
[ SETTERS.Media  ]

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Чем отличается медиация в культурных институциях Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и других городах? Как устроена сфера независимой медиации? Какие относящиеся к ней подходы можно внедрять в области доступности, инклюзии или перформативных практик?

Мы приглашаем к участию в форуме специалистов в сфере культурных практик: медиаторов, музейных педагогов, кураторов выставочных проектов и просветительских программ, а также специалистов в области доступности и инклюзии.

Для участия в форуме, пожалуйста, заполните* анкету до 29 марта

Анкета 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Письмо с приглашением будет отправлено не позднее 29 марта. Если вы не получили письмо, проверьте папку «Спам» или напишите нам на почту mediationcalls@v-a-c.org.

Если вы не успели заполнить анкету, вы сможете зарегистрироваться на форум с 4 апреля. Количество регистраций ограниченно.


*Пожалуйста, обратите внимание, что, сообщая нам свои личные данные, вы даете согласие на их обработку в соответствии с нашей Политикой в отношении обработки и защиты персональных данных.

Иллюстрация: Алена Колесо

Медиация — это форма взаимодействия культурной институции с посетителями. Ее основные принципы — соучастие и уважительный диалог всех участников вне зависимости от их опыта, взглядов или возраста. Но даже в попытке определить сущность этой практики и сформировать единое понятие находится множество продуктивных противоречий и акцентов на отдельных составляющих.

В апреле 2024 года Дом культуры «ГЭС-2» станет платформой для объединения профессионального сообщества медиаторов и проведения междисциплинарного форума, посвященного медиации. Наша задача — сформировать представление о состоянии медиации как неотъемлемой части культурной практики в России сегодня — как институциональной, так и независимой. В форуме примут участие медиаторы из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.

Информационные партнеры проекта

Форум станет местом для обмена опытом и диалога о медиации как о методе работы с современным и классическим искусством, а также о применении медиации в таких дисциплинах, как инклюзия, исследования звука или перформативные практики.

Рабочая группа

Алексей Бойко — медиатор, кандидат искусствоведения, главный специалист по музейно-образовательной деятельности, координатор проекта «Арт-медиация в музее» Русского музея (Санкт-Петербург).

Екатерина Воронович — руководитель отдела медиации Дома культуры «ГЭС-2».

Дарья Маликова — куратор программы медиации и руководитель Школы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства (Екатеринбург).

Мария Колпакова — координатор Мастерской культурной медиации (МКМ). Исследователь современного искусства, независимый медиатор (Санкт-Петербург).

Сергей Кочкуров — куратор программ медиации Дома культуры «ГЭС-2».

Марина Романова — куратор программ медиации Музея современного искусства «Гараж».

Координатор

Соня Межеричер — координатор программ медиации Дома культуры «ГЭС-2».

Продюсеры
Ольга Королева, Юлия Бучинская

Медиаспециалист
Аня Колпакова

Программа

Если вам необходим перевод какой-либо из секций на русский жестовый язык, вы можете оставить* запрос до 4 апреля. Сделать это, как и зарегистрироваться на интересующую вас секцию, можно по телефону 7 (963) 996 3687 (Telegram) или написав на почту mediationcalls@v-a-c.org.

*Пожалуйста, обратите внимание, что, сообщая нам свои личные данные, вы даете согласие на их обработку в соответствии с нашей Политикой в отношении обработки и защиты персональных данных.

12 апреля

12:00–12:30

Открытие форума

Где: Центральная платформа, Онлайн

Открытие форума и представление плана работы секций.

В ходе события будет обеспечиваться перевод на русский жестовый и английский языки.

Спикеры

Екатерина Воронович — руководительница отдела медиации фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Алиса Прудникова — программный директор Дома культуры «ГЭС-2».

12:30–14:00

Сообщество медиаторов: Как работать вместе?

Где: Центральная платформа, Онлайн

Участники рабочей группы расскажут о принципах организации форума, исследовании запросов сообщества и своих подходах в медиации.

В ходе события будет обеспечиваться перевод на русский жестовый и английский языки.

Спикеры

Алексей Бойко (Санкт-Петербург) — медиатор, кандидат искусствоведения, главный специалист по музейно-образовательной деятельности, координатор проекта «Арт-медиация в музее» Русского музея.

Дарья Маликова (Екатеринбург) — куратор программ медиации и руководитель Школы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Мария Колпакова (Санкт-Петербург) — координатор Мастерской культурной медиации (МКМ). Исследователь современного искусства, независимый медиатор.

Сергей Кочкуров (Москва) — куратор программ медиации Дома культуры «ГЭС-2».

Марина Романова (Москва) — куратор программ медиации Музея современного искусства «Гараж», соведущая подкаста «Диалог с подростком».

14:00–15:00 Перерыв

15:00–17:00

Как экскурсия превращается в городскую медиацию

Где: Класс Э9, Онлайн

В последнее время у культурных институций и экскурсионных проектов появился новый формат взаимодействия с местными жителями — городская медиация. Она может быть обращена к явной или скрытой проблеме городской жизни и ориентироваться на совместное духовное переживание.

В настоящее время не существует общепринятой теоретической рамки для определения городской медиации как вида медиаторской практики. Цель участников дискуссии — начать работу над созданием этой рамки, определив инструменты приглашения горожан к диалогу и поняв, что в пространстве города может стать поводом для медиаторских практик.


В ходе события будет обеспечиваться перевод на русский жестовый и английский языки.

Участники

Лиза Воронина (Санкт-Петербург) — куратор, медиатор, лаборант Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, участница Мастерской культурной медиации.

Полина Задорожняя (Санкт-Петербург) — редактор, медиатор, независимая исследовательница, участница Мастерской культурной медиации.

Анастасия Макарова (Рыбинск) — журналист и редактор, автор музейных и городских экскурсий по Рыбинску. Аспирант Череповецкого государственного университета. Изучает музеефикацию городского пространства на примере провинциальных городов.

Светлана Мельникова (Екатеринбург) — арт-медиатор, медиатор V и VI Уральских индустриальных биеннале современного искусства, куратор, кандидат философских наук, доцент Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ), исследователь города, экскурсовод.

Лариса Пискунова (Екатеринбург) — кандидат философских наук, доцент УрФУ, руководитель платформы «Территория авангарда» и независимый исследователь истории свердловского конструктивизма, куратор.

Анастасия Стреблянская (Санкт-Петербург) — медиатор, детский педагог.

Семен Чирков (Екатеринбург) — журналист, руководитель PR-отдела театра «Урал Опера Балет», преподаватель спецкурса «Культурная журналистика» на кафедре культурологии и искусствоведения УрФУ, медиатор V Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Тьюторы секции

Дмитрий Москвин — кандидат политических наук, руководитель Центра авторских экскурсий «Екбгуляем», исследователь Урала, общественный деятель (Екатеринбург).

Дарья Маликова — куратор программ медиации и руководитель Школы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

15:00–17:00

Медиация в диджитал-среде

Где: Класс Э7, Онлайн

В начале работы секции участники поделятся опытом применения диджитал-инструментов в медиаторской практике. Затем пройдет открытое обсуждение преимуществ и недостатков использования в медиации новых технологий и перевода ее в онлайн-режим.


Доклады

Партиципаторные практики как пространство сотворчества нейросети и человека
Анастасия Булатова (Екатеринбург) — исследователь, медиатор. Кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и дизайна УрФУ (Екатеринбург).

Независимая медиация в онлайне
Лейла Гизатуллина (Пермь) — независимый арт-медиатор, образовательный куратор. Работала в образовательном отделе музея современного искусства PERMM (2019–2022). Училась в Школе медиации Уральской индустриальной биеннале, участвовала в семинарах «Время культурной медиации» Музея современного искусства «Гараж».

Способы взаимодействия с произведениями искусства в онлайн-пространстве
Элина Монахова (Санкт-Петербург) — независимый медиатор, исследователь. Начала свой медиаторский путь с выставки в центре Art&Science Университета ИТМО. Обучалась в Мастерской культурной медиации.

Опыт взаимодействия с пространством маленького города с помощью медиации и онлайн-карт
Дарья Кузнецова (Чайковский) — куратор общественно-культурного центра «Горизонт», историк искусства. Принимала участие в качестве медиатора в проектах Музея современного искусства «Гараж» «Арт-эксперимент. Вы в эфире» и «Секретики: копание в советском андеграунде. 1966–1985». Также работала менеджером проекта Garage.Digital. С научной точки зрения интересуется партиципаторными практиками в современном искусстве, урбанистикой и архитектурой советского модернизма.

Онлайн-эксперименты медиации во время пандемии от Музея современного искусства «Гараж»
Марина Романова (Москва) — куратор программ медиации Музея современного искусства «Гараж», соведущая подкаста «Диалог с подростком».


Тьютор секции
Марина Романова 


17:00–17:30 Перерыв

17:30–19:30

Процессы и инструменты

Где: Левая платформа

Работа секции выстроена вокруг демонстрации и обсуждения конкретных практических инструментов и приемов медиации. Как вовлечь посетителей в групповой процесс и сделать его насыщеннее? Как углубить, в том числе без участия медиатора, взгляд зрителя на художественные произведения или другие объекты и явления, и как процесс взаимодействия с искусством может расширить взгляд участника на самого себя?

В первой части каждый гость секции сможет выбрать две практики для знакомства, а во второй — слушатели и участники обменяются впечатлениями и обсудят свой опыт.



Участники

Дарья Черкасова (Екатеринбург) — медиатор, заведующая сектором зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Была медиатором Уральской индустриальной биеннале современного искусства и других институций Екатеринбурга. Руководитель проекта «Молодежная лаборатория Музея ИЗО».

Анастасия Булатова (Екатеринбург) — исследователь, медиатор, доцент кафедры культурологии и дизайна УрФУ. Медиатор VI Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Юлия Чертихина (Екатеринбург) — сотрудник Арт-галереи Ельцин Центра, музеолог, медиатор.

Дианна Ковалёва (Санкт-Петербург) — искусствовед, арт-медиатор, экскурсовод, куратор. Работает с современным искусством и нехудожественным наследием (Санкт-Петербург).

Алина Мигачёва (Москва) — филолог, гид-переводчик, арт-терапевт.

Екатерина Беспалова (Санкт-Петербург) — арт-медиатор, дизайнер, магистр искусствоведения, методист по просветительской деятельности и разработчик формата творческой медиации в Центральном выставочном зале «Манеж». Проводила авторские арт-медиации в Государственном Русском музее, Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО, Культурном пространстве «Третье место», Центре современного искусства им. Сергея Курёхина и Арт-центре «Пушкинская-10».

Надежда Ковалёва (Санкт-Петербург/Ростов-на-Дону) — искусствовед, независимый арт-медиатор и куратор. Экскурсовод и арт-медиатор в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО. Курировала программу арт-медиации на выставочных проектах в Культурном пространстве «Третье место», проводила медиации на фестивале уличного искусства «Ничего страшного» в Ростове-на-Дону, на международных выставках (The Dreamachine, ДК Моряков; To be a plant, Evdolimov gallery) и ярмарках современного искусства (Cosmoscow 2023).

Ксения Балдина (Санкт-Петербург) — художник партиципаторной практики. Исследует способы и границы коммуникации. Разрабатывает и курирует междисциплинарные образовательные проекты. Окончила Школу медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Тьютор секции

Дарья Маликова (Екатеринбург) — куратор программ медиации и руководитель Школы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

17:30–19:30

Потенциал медиации в инклюзивных процессах в культурных институциях

Где: Класс Э9, Онлайн

Медиация как метод, основанный на учитывании мнения другого человека, во многом похожа на еще одну область культуры, возникшую в музейной практике в начале XXI века, — инклюзию.

У медиации и инклюзии много общего: в их основе лежит принцип равенства, включенность разных голосов и мнений, отказ от представления о норме на всех уровнях опыта зрителя в музейных и культурных пространствах. Инклюзивные процессы стремятся сделать опыт людей с инвалидностью частью современной культуры, преодолев стигматизацию, — и медиация может стать методом, необходимым для бережного отношения к опыту всех людей.

Секция состоит из докладов, посвященных применению практик медиации в отношении посетителей с инвалидностью. Докладчики обратятся к конкретным примерам адаптации событий и разработки медиаторских туров, а также использования медиации как способа возвращения людям с инвалидностью самостоятельности в культуре и современном.

В ходе события будет обеспечиваться перевод на русский жестовый и английский языки.

Доклады

Тифлокомментирование как практика порождения дискурса
Мария Шаронова (Санкт-Петербург) — независимый исследователь, куратор, медиатор пространства «ФотоДепартамент».

Дарья Шамова (Санкт-Петербург) — переводчик, исследователь, старший преподаватель Балтийского государственного технического университета «Военмех».

Дислексия, дисграфия и медиация выставок
Софья Александрова (Москва) — куратор-дизайнер, культуролог, ассистент Центра поддержки инклюзивного образования Московского государственного лингвистического университета, менеджер проектов Учебно-методического центра Всероссийского общества глухих.

Делегированная медиация современного искусства с людьми с нейроотличиями
Маша Галочкина (Москва) — старший медиатор Дома культуры «ГЭС-2». В 2021–2022 годах работала в Инклюзивном центре «Антон тут рядом», волонтер.

Юля Карпенкова (Москва) — медиатор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Потенциал медиаторских практик в изменении системы психоневрологического интерната
Лена Демьянова (Москва) — ведущая инклюзивных программ для людей с нейроотличиями в Музее современного искусства «Гараж», разработчик онлайн-занятий по современному искусству для людей, проживающих в ПНИ, волонтер.


Медиация глухих: точка входа
Дарья Жаворонкова
(Нижний Новгород) — музейный педагог, куратор инклюзивных программ в Арсенале (Волго-Вятский филиал ГМИИ имени А. С. Пушкина).

Медиация как совместная организация пространства взаимодействия между культурными институциями и НКО
Юлия Левин
 — художница, исследовательница, соучредительница фонда «Ассоциация содействия УИС им. доктора Федера Гааза».

Модератор секции

Вера Замыслова (Москва) — куратор программ доступности Дома культуры «ГЭС-2», искусствовед, аспирант НИУ ВШЭ, исследователь современного искусства, перформативных практик и репрезентации инвалидности. Волонтер и методист интеграционных и инклюзивных проектов в области дополнительного образования и социальной адаптации людей с нейроотличиями.

17:30–19:30

Сообщества и аудитории медиации

Где: Класс Э7, Онлайн

Секция будет состоять из двух частей: участники поделятся опытом взаимодействия с различными сообществами, а после вместе со слушателями обсудят, с какими вызовами можно столкнуться и как на них отвечать, работая с такими аудиториями, как студенты, люди с опытом миграции и посетители третьего возраста.

Доклады

Голоса будущих: работа с молодыми специалистами в Молодежном центре Государственного Эрмитажа
Анна Тыренко
(Санкт-Петербург) — куратор образовательных программ для молодежи, преподаватель современного искусства, арт-медиатор, исследователь современной культуры. Методист Молодежного центра Государственного Эрмитажа и руководитель книжного клуба Эрмитажа.

Особенности межпоколенческой коммуникации в практике медиации
Тина Широкоступ
(Москва) — независимый медиатор, сотрудничала с ММОМА, Музеем современного искусства «Гараж», Домом культуры «ГЭС-2».

Медиации на родном языке: Искусство для людей с миграционным опытом
Мари Мартиросян
(Москва) — независимый медиатор, тьютор английского языка, автор канала «Искусство с акцентом». Работает в галерее «ГРАУНД Солянка», водит архитектурные прогулки по Дому Наркомфина на армянском языке в рамках курса «Экскурсоводы с миграционным опытом» Музея современного искусства «Гараж». Читает лекции и ведет разговорный клуб любителей армянского языка и искусства в сотрудничестве с Армянским музеем Москвы, также сотрудничала с Государственной Третьяковской галереей и ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Курс подготовки гидов с миграционным опытом в Музее современного искусства «Гараж»
Марина Романова
(Москва) — куратор программ медиации Музея современного искусства «Гараж», соведущая подкаста «Диалог с подростком».

Как разрабатывать туры для тех, кто говорит на другом культурно-историческом языке
Аня Леонова
(Москва) — медиатор Дома культуры «ГЭС-2», художница.

Тьютор секции
Марина Романова


19:30–21:00

Опыт медиации на Стамбульской биеннале

Где: Центральная платформа

Стамбульская биеннале проходит при поддержке Стамбульского фонда культуры и искусств (IKSV) с 1987 года. Цель события — создать пространство, в котором бы встречались художники — представители разных культур — и жители города.

Встреча «Опыт медиации на Стамбульской биеннале» начнется с обзора самых ярких проектов биеннале за многие годы ее существования. Однако смысловым центром презентации станет обсуждение программы 17-й Стамбульской биеннале, объединившей 250 совершенно разных событий: от поэтических чтений до музыкальных концертов. Такой способ организации предполагает многократные встречи с одними и теми же произведениями искусства в разных контекстах.

В ходе события будет обеспечиваться перевод на русский жестовый и английский языки.


Участники

Гамзе Озтюрк (тур. Gamze Öztürk) (Стамбул) — архитектор, сотрудничает со Стамбульской биеннале с 2014 года. В настоящий момент занимает должность руководителя выставочных проектов и публичных программ биеннале. Также работает над диссертацией в Стамбульском техническом университете, занимаясь вопросом строительства для антироста.

Соня Межеричер (Москва) — координатор программ медиации Дома культуры «ГЭС-2».

13 апреля

12:30–13:50

Что читать о медиации на русском языке?

Где: Центральная платформа

Медиаторская практика становится все более популярной в России, однако вопросы «Где учиться на медиатора?» и «Какие тексты читать?» до сих пор актуальны. В ходе дискуссии специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга назовут тексты о медиации на русском языке, которые они рекомендуют прочитать, и расскажут, чем эти работы могут быть полезны.

Марина Романова представит методическое пособие по разработке и реализации программ медиации от Музея современного искусства «Гараж», написанное на основе восьмилетнего опыта институции в медиаторском поле.

Дарья Маликова расскажет о ридере — дополнении к сборнику «Время культурной медиации», переведенному на русский язык в 2022 году.

Алина Белишкина обратит внимание на сборник текстов, который был выпущен по итогам Кураторского форума «Образовательный разворот. Кто еще производит знания в культуре?» 2020 года.


Анна Тыренко поделится списком текстов, с которыми знакомит молодых взрослых в Молодежном центре Эрмитажа.

Выступление Леры Конончук коснется истории того, как во время пандемии медиаторы «ГЭС-2» читали тексты, не имея возможности применить полученные знания на практике, и что из этого вышло.

В ходе события будет обеспечиваться перевод на русский жестовый и английский языки.


Участники

Алина Белишкина (Санкт-Петербург) — арт-педагог, исследовательница, куратор программ медиации в Доме Радио.

Марина Романова (Москва) — куратор программ медиации Музея современного искусства «Гараж», соведущая подкаста «Диалог с подростком».

Дарья Маликова (Екатеринбург) — куратор программ медиации и руководитель Школы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Лера Конончук (Москва) — старший научный сотрудник фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2». Руководитель отдела медиации «ГЭС-2» в 2021–2023 годах.

Анна Тыренко (Санкт-Петербург) — куратор образовательных программ для молодежи, преподаватель современного искусства, арт-медиатор, исследователь современной культуры. Методист Молодежного центра Государственного Эрмитажа и руководитель книжного клуба Эрмитажа.

14:00–16:00

Медиация современного танца и проблемы тифлокомментирования

Где: Левая платформа

С 2023 года в Доме культуры «ГЭС-2» проходит программа «Easy: танец в процессе создания». Каждый показ незавершенной хореографической работы сопровождается ее обсуждением между зрителями и участниками. За полтора года медиаторы провели 11 подобных встреч. При этом телесный опыт может стать гармоничным дополнением впечатления, выраженного словами.Тифлокомментарий — это целевая информация, специально подготовленная для слепых и слабовидящих зрителей, замещающая или дополняющая визуальную информацию.

В первой части круглого стола «Медиация современного танца и проблемы тифлокомментирования» участники поделятся опытом и обсудят, в какой момент у танцора, хореографа и зрителя появляется необходимость обсуждать современный танец и какие существуют формы коллективной рефлексии.

Затем обсуждение коснется вопросов тифлокомментирования. Способен ли тифлокомментарий современного танца заменить медиаторское обсуждение? Какие существуют проблемы интерпретации хореографических терминов зрячими, незрячими и слабовидящими, а также как достичь ясности при переводе с телесного на вербальный — и наоборот?

Участники

Настя Былинкина, Вася Еленкин, Катерина Ляйнен, Татьяна Мельникова (Москва) — медиаторы фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Анастасия Прошутинская (Москва) — куратор программ современного танца фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Оксана Осадчая (Москва) — куратор доступности для незрячих и слабовидящих фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» в 2022–2024 годах.

Лена Панёвина (Москва) — хореограф, перформер, преподаватель и ведущая танцевально-двигательных тренингов, в том числе для слепых и слабовидящих людей.

Тина Шибалова (Москва) — междисциплинарная художница, занимается видео-артом, перформансом и их репрезентацией в различных медиумах. Основой же практики Тины выступает театральный инструментарий. Работает в эстетике нонспектакулярного искусства, следуя методу living art, где искусством становится сама жизнь и различные способы ее проживания. Участница арт-группировки ПНИ («Практика Нонспектакулярного Искусства»), резидент мастерских Центра современного искусства «Винзавод», участница программы ColLab 2023 Центра художественного производства «Своды».

Элина Штанько (Москва) — ассистентка на мероприятиях для незрячих и слабовидящих фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

14:00–16:00

Медиация с детьми и подростками: вопросы, практики, решения

Где: Классы Э4—Э5, Онлайн

Практика проведения медиаторских форматов для детей, подростков и семейной аудитории ставит задачи по развитию как познавательных, так и игровых навыков. Во время работы секции дискуссия будет развиваться в нескольких направлениях: проблемы работы с разновозрастными группами, принципы построения вербальной и визуальной метафоры для детской аудитории, приемы сторителлинга и основы клоунады при разработке игровой механики, примеры реализации программ медиаторских школ взаимодействия с подростками.

Специалисты также обсудят опыт сотрудничества с институциями, некоммерческими объединениями и заинтересованными сообществами. Темы будут последовательно затронуты в ходе докладов, коллективных презентаций, практикумов, брейншторма и обсуждения итогов. Участниками секции также выступят медиаторы-подростки — это позволит вести дискуссию, опираясь на личный опыт.

Доклады

Медиация и язык: коллаборация с учеными в поле детской педагогики
Анастасия Стреблянская
(Санкт-Петербург) — медиатор, детский педагог.

Арт-медиация для детей с элементами театрализации и сторителлинга
Лана Ветошкина
(Санкт-Петербург) — исследователь и преподаватель современного искусства, независимый арт-медиатор в музеях и галереях современного искусства.

Игровые практики клоунады в арт-медиации
Елена Степанова
(Барнаул) — профессиональный медиатор, кандидат политических наук.

Нескучное занятие для детей и подростков: игры, практики, активности
Анастасия Тихонова
(Москва) — педагог, медиатор.

Как проводят арт-медиацию участники Молодежного клуба Арсенала? Форматы и способы подготовки
Полина Спорышева
(Нижний Новгород) — ведущий специалист культурно-просветительского отдела Арсенала (Волго-Вятский филиал ГМИИ имени А. С. Пушкина).

Организация школы арт-медиации для подростков в ЦВЗ «Манеж»
Вера Рейхет
(Санкт-Петербург) — советник директора по просветительской деятельности ЦВЗ «Манеж».

Летняя школа медиации для подростков в Доме культуры «ГЭС-2»: опыт разработки и реализации программы
Алина Мирошник
(Москва) — искусствовед, медиатор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Мария Галочкина (Москва) — старший медиатор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Тася Седова, Екатерина Печуркина, Лиза Рыжова, Екатерина Фирсова (Москва) — участницы Летней школы медиации для подростков в Доме культуры «ГЭС-2».

Зачем медиация детям и подросткам?
Анна Сухина
(Москва) — старший медиатор-экскурсовод Центра «Зотов».

Медиаторские практики объединения и совместного действия для участников разных возрастов
Рената Еникеева
(Уфа) — менеджер выставочных проектов, медиатор Музея современного искусства ZAMAN.

Тьютор и модератор секции

Карина Чернышова (Москва) — искусствовед, иллюстратор-график, старший медиатор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

14:00–16:00

Профессиональное сообщество и образование

Где: Класс Э9, Онлайн

Окружающий мир разнообразен, и это значит, что нам всегда нужно быть готовыми не только к диалогу и обмену знаниями, но и к разногласиям и конфликтам. Медиаторы необходимы именно для поддержки открытого разговора внутри культурных и образовательных институций. Однако насколько институции к этому готовы? На этот вопрос попробуют ответить участники секции во время обсуждения в формате круглого стола.

Представители российских культурных институций, независимые медиаторы и музейные педагоги обсудят различные подходы к подготовке медиаторов, формированию профессиональных стандартов и обратятся к волнующим их вопросам развития и формирования сообщества медиаторов в России.

В ходе события будет обеспечиваться перевод на русский жестовый и английский языки.

Участники

Лилия Ахметова (Стерлитамак) — искусствовед, руководитель Стерлитамакской картинной галереи (филиал Башкирского государственного художественного музея им. М. В. Нестерова).

Алексей Бойко (Санкт-Петербург) — искусствовед, медиатор, координатор проекта «Арт-медиация в музее» Русского музея.

Марина Дворская (Санкт-Петербург) — куратор, арт-медиатор, студентка Европейского университета в Санкт-Петербурге по специальности «музейные исследования и кураторские стратегии».

Ирина Кельнер (Санкт-Петербург) — сооснователь Центра социальных инноваций «Музейный опыт», куратор профессионального клуба и онлайн-журнала «Музейный опыт». Член кураторской группы V и VI Всероссийского музейного форума по детским, семейным и подростковым программам. Соавтор эскиза Манифеста о взаимодействии музея с ребенком. Куратор проекта «Большая музейная прогулка», соавтор и редактор игровых путеводителей по музеям.

Дарья Маликова (Екатеринбург) — куратор программы медиации и руководитель Школы медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Светлана Саркисова (Москва) — директор по развитию и руководитель направления по работе с коммерческим сектором «Форума Доноров». Волонтер культуры с 2017 года. Эксперт нескольких грантовых конкурсов.

Дмитрий Стальной (Москва) — преподаватель-исследователь, арт-медиатор, заместитель заведующего отдела музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания музея-заповедника «Царицыно».

Полина Фищенко (Самара/Санкт-Петербург) — искусствовед, медиатор, менеджер просветительских и инклюзивных проектов, куратор VI Форума по детским, семейным и подростковым программам.

Ксения Мартынова (Москва) — руководитель экскурсионного отдела Московского музея современного искусства. С 2016 года занималась программами подготовки волонтеров-консультантов, а затем медиаторов на базе музея. Вела программы подготовки медиаторов на выставке «Здесь и сейчас» (2019), VII Московской биеннале молодого искусства (2020), Красноярской музейной биеннале (2021, онлайн), выставке «Дмитрий Налбандян. Невозможноеневозможно» (2023).

Владимир Береснев (Пермь) — искусствовед, куратор экскурсионных и образовательных программ музея современного искусства PERMM, старший преподаватель кафедры культурологии и социогуманитарных технологий философско-социологического факультета Пермского государственного научно-исследовательского университета, ведущий научный сотрудник Пермской художественной галереи.

Тьютор и модератор секции

Мария Колпакова (Санкт-Петербург) — координатор Мастерской культурной медиации (МКМ). Исследователь современного искусства, независимый медиатор.

17:00–19:00

Творческий жест: включение перформанса и театральных элементов в медиацию

Где: Левая платформа

Медиация давно вышла за рамки вербального формата, и многие специалисты добавляют в свою практику перформативные и театральные элементы. Насколько это оправданно и зачем художнику нужна медиация, а медиатору — художник? Эти вопросы обсудят участники секции, сотрудники российских культурных институций и независимые специалисты, художники и медиаторы. Они постараются найти место перформанса и перформативного в культурной медиации и поделятся практиками: телесными, театральными, поэтическими и вербальными.


Доклады

Медиация с художником. Практика сонастройки
Карина Чернышова
(Москва) — искусствовед, иллюстратор-график, старший медиатор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Зачем художники делают это? Художники в медиации
Алина Кугуш
(Санкт-Петербург) — художница, работает в медиумах перформанса, gif-анимации, живописи, графики и тотальной инсталляции. Создает события на грани перформанса и арт-медиации, используя мейкап-практику и вовлечение зрителя. В качестве медиатора сотрудничала с петербургскими галереями Anna Nova, Marina Gisich, Myth Gallery и фестивалем CyFest-13.

Плейбек в музее
Александра Лопата
(Екатеринбург) — старший научный сотрудник Музея первого президента России Б. Н. Ельцина, автор ряда музейных программ. Выпускница Школы медиаторов Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Студентка Центральной Школы Плейбек Театра.

Разговорные спектакли на выставке
Олег Таратухин
(Екатеринбург) — выпускник Школы медиаторов и медиатор Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Режиссер «разговорных» спектаклей для музеев, культурных пространств и библиотек.

Поэзия как инструмент арт-медиации
Анастасия Цепина
(Санкт-Петербург) — филолог-литературовед, выпускница Школы медиации в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков. Сфера интересов — междисциплинарные инструменты медиации.

Тьютор и модератор секции

Катерина Ляйнен (Москва) — медиатор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2», соосновательница Мастерской культурной медиации (МКМ).

17:00–19:00

Эксперименты с форматом

Где: Классы Э4—Э5, Онлайн

Секция с докладами о теоретических и практических экспериментах с медиацией и ее форматами. Слушатели смогут задать вопросы и прокомментировать каждое выступление сразу после него.

Доклады

Им-медиация. Медиация без взаимодействия?
Алина Белишкина
(Санкт-Петербург) — арт-педагог, исследовательница, куратор медиаций в Доме Радио.

Ирина Френкель (Санкт-Петербург) — старший медиатор в Доме Радио.

Медиация, партиципация, архив
Анна Абрамова
(Санкт-Петербург) — искусствовед, арт-медиатор, ведущий специалист сектора художественных программ Северо-Западного филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Исследуя будущее: медиация в контексте междисциплинарности. Как рождаются новые форматы?
Ксения Балдина
(Санкт-Петербург) — художник партиципаторной практики. Исследует способы и границы коммуникации. Разрабатывает и курирует междисциплинарные образовательные проекты. Окончила Школу медиации Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Медиация и политики зрительства
Надежда Валеева
(Тюмень) — студентка Школы перспективных исследований SAS, модератор курса «Город как текст».

Настя Волобуева (Тюмень) — студентка Школы перспективных исследований SAS, модератор курса «Город как текст».

Тьютор и модератор секции

Сергей Кочкуров — куратор программ медиации Дома культуры «ГЭС-2».

17:00–20:00

Медиация в разных средах

Где: Классы Э6—Э7

Средовой подход подразумевает рассмотрение практик медиации с точки зрения институциональных пространств: музеев, учреждений. Именно такой подход и станет центральной темой секции.

Участники, исходя из профессионального опыта, определят вопросы, наиболее значимые для утверждения медиации внутри культурной институции, и вместе со слушателями будут искать на них ответы.

Отдельно участники секции рассмотрят проектирование культурной медиации как формирование аудитории и понимание ее запросов, проверив собственное мастерство в диалоге со слушателями.


Участники

Анна Акимова (Екатеринбург) — продюсер программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале современного искусства, руководитель Уральского филиала ГМИИ им. А. С. Пушкина, автор региональных социокультурных проектов, выпускница программы «Архитекторы.рф».

Софья Белан (Ростов-на-Дону) — музыкант (фортепиано), преподаватель Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова.

Ольга Владимирова (Москва) — историк, заведующая отделом музейно-образовательных программ и экскурсионного обслуживания и арт-медиатор ГМЗ «Царицыно».

Александра Голубьевская (Мурманск) — специалист отдела Мурманского областного художественного музея «Культурно-выставочный центр Русского музея».

Юлия Киселева (Москва) — искусствовед, ученый секретарь ГМЗ «Царицыно».

Наталия Михайлова (Москва) — биолог, заведующая образовательным отделом Государственного Дарвиновского музея, автор и куратор образовательных программ для разных целевых аудиторий.

Анастасия Шестак (Москва) — куратор, участница проектов Музея современного искусства «Гараж».

Дарья Черкасова (Екатеринбург) — медиатор, заведующая сектором зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Была медиатором Уральской индустриальной биеннале современного искусства и других институций города. Руководитель проекта «Молодежная лаборатория Музея ИЗО».

Виктория Зыбкина-Чернокова (Санкт-Петербург) — искусствовед, специалист по работе с аудиторией, куратор медиаторского направления и публичной программы Галереи современного искусства «Сарай» в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Людмила Каштанова (Санкт-Петербург) — куратор культурных проектов и специалист отдела развития и реализации проектов Александровского дворца Государственного музея-заповедника «Царское Село».

Лера Мостовая (Санкт-Петербург) — педагог, куратор образовательных проектов библиотеки «Маяковка» в «Севкабель Порту».

Тьютор секции

Алексей Бойко (Санкт-Петербург) — медиатор, кандидат искусствоведения, главный специалист по музейно-образовательной деятельности, координатор проекта «Арт-медиация в музее» Русского музея.

19:30–21:00

Запросы и эффекты

Где: Центральная платформа

Дискуссия, посвященная закрытию форума. В формате открытого микрофона вместе со всеми участниками и слушателями мы подведем итоги и постараемся понять, возможно ли профессиональное сообщество и каким мы видим развитие медиации в будущем. Мы расскажем, каких эффектов ждем от форума, — это станет посланием самим себе в будущее.

В ходе события будет обеспечиваться перевод на русский жестовый и английский языки.

Модератор

Юля Карпенкова (Москва) — медиатор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}