Фильм о революции, оказавшийся слишком революционным для своего времени. Показ в рамках цикла «Странное советское кино».
Первороссияне
- Дата:
- с
8 окт 2025
- Возрастные ограничения
- 12+
1967, Евгений Шифферс, Александр Иванов | Evgeny Shiffers, Aleksandr Ivanov
СССР
78 мин., рус.
В ролях: Владимир Заманский, Лариса Данилина, Геннадий Нилов, Иван Краско
Фильм, в основу которого легла поэма Ольги Берггольц «Первороссийск», снимался к 50-летнему юбилею Октябрьской революции, но увидеть свет ему было не суждено. Берггольц сама написала сценарий — эпический, преисполненный революционного пафоса, а постановку доверили пожилому народному артисту СССР Александру Иванову. Тот, впрочем, был скорее разочарован реалистичной и традиционной работой Берггольц — и пригласил себе в помощь молодого театрального режиссера Евгения Шифферса, незадолго до того отлученного от сцены за формализм. Для Шифферса (который вскоре, после запрета «Первороссиян», лишится и возможности работать в кино — и посвятит себя религиозной философии) историко-революционный текст Берггольц стал поводом создать на экране подлинную духовную мистерию.

Кадр из фильма «Первороссияне», 1967
Насытив поэму Ольги Берггольц платоновским духом, Шифферс экранизирует ее в традиции ранних фильмов Довженко и декоративных экспериментов Параджанова.
— Артем Гравин, Cineticle
Поэтическая легенда о семерых добровольцах, по личному благословению Ленина отправляющихся строить коммунизм там, где при царе была каторга, буквально сшибает с ног своими постановочными решениями. Шифферс отменяет законы времени и пространства, чтобы противопоставить им нереальность полностью сконструированного экранного мира. Каждая из глав фильма выполнена в собственной цветовой палитре (художник-постановщик даже был вынужден перекрашивать камни горной цепи, служащей фоном для истории). Нелегко понять, являются ли здесь религиозные символы метафорой революционного фанатизма или, наоборот, сама революция оказывается метафорой веры. Но так или иначе, эстетически авангардный подход привел к тому, что лента на несколько десятилетий легла на полку, хотя ее и защищали буквально все сотрудники «Ленфильма»: советская утопия испугалась своего собственного духовного потенциала.
После показа пройдет обсуждение фильма с историком кино, киноведом Максимом Семеновым.