Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

Кружок активного чтения. Выбор Эльзы Абдулхаковой.
Книжная коллекция

Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
16+

Книжная подборка, составляющая личную историю того, как Эльза стала художником.

T

Фото: Дарья Избаш

Это издания о тех авторах и событиях, что оказали на нее большое влияние: от знакомства с современным искусством к современному танцу, от первых самостоятельных кураторских изысканий Эльзы к ее первым танцевальным проектам.

К каждому изданию в подборке Эльза оставила заметки.

Каталог Специальных проектов 1-й Уральской индустриальной биеннале, 2010

Я родилась за Уралом, в Кургане, и это издание — дань корням и проекту, за которым я с удовольствием следила на протяжении первых 6 выпусков.

Экземпляр этого каталога и кружку с логотипом вареной сгущенки я получила на открытии 2-й биеннале от Ярославы Бубновой, ответив, кто из участников 1-й Уральской индустриальной биеннале неделю занимался производством мыла на заводе. Вопрос был даже слишком легкий для меня, уже хорошо знакомой с творчеством объединения PARAZIT. Конечно же, это группа «Мыло» — Семен Мотолянец и Дмитрий Петухов — и их перформанс «Рабочая неделя» на заводе «Уралмаш».

«От тупости к паразитизму».
Буклет 2-й из серии архивных выставок фестиваля «Невидимая граница» в галерее «КультПроект», 2012

Этот буклет — напоминание о моем первом приезде в Москву и дебютной печатной публикации. Я училась на втором курсе магистратуры факультета свободных искусств и наук СПбГУ, уже открыла для себя современное искусство и даже определилась с темой диссертации — «Петербургское объединение художников „Товарищество Новые Тупые“ в контексте российского искусства».

В то время я начинала получать практический опыт, прежде всего связанный с объединением художников PARAZIT, генеалогически и идеологически вышедшим из «Товарищества Новые Тупые». Выстроить и продемонстрировать эту связь и было целью выставки.

Но особенно важно, что «От тупости к паразитизму» стал первым событием в ряду проектов о «Товариществе Новые Тупые», инициированных художником и куратором Петром Белым. Венцом этой серии стала ретроспективная выставка в Московском музее современного искусства, ее каталог также есть в Библиотеке Дома культуры «ГЭС-2».

Юрий Никифоров. «Заплыв по сухой поверхности».
Каталог выставки в 
PERMM, 2013

«Заплыв по сухой поверхности» — первый и, к сожалению, единственный большой сольный проект Юрия Никифорова. Помню, как будто это было вчера, как мы сидели с Юрием в его мастерской и перебирали проекты, отбирая в каталог и экспозицию, как бились над текстами и обсуждали написанное критиками.

В работах Юрия Никифорова много экспрессии, грубости, резкости — но они настоящие и не теряют своей актуальности со временем.

Если будете в Санкт-Петербурге недалеко от Арт-центра «Пушкинская-10», не поленитесь и зайдите в «Мастерскую Полковника» — творческую лабораторию Никифорова, ставшую музеем.


Владислав Шаповалов. «Дипломатия образа».
Каталог выставки в 
ММОМА, 2017

Меня восхищали четкость и организованность Владислава, пока мы вместе с ним готовили проект «Дипломатия образа». Особенно врезались в память его слова: «Эмансипируй в себе художественное».

PARAZIT: между пухто и Эрмитажем. Исследование художественной жизни объединения PARAZIT периода 2000–2015, 2021

Книга — преодоление. Выпустить ее было самым настоящим испытанием — работа над изданием длилась около 7 лет. Часть книги — составленная мной выставочная хроника объединения PARAZIT с 2000-го по 2015-й.

В одном из текстов об объединении PARAZIT я писала, что «это история про общение и дружественную атмосферу, история про школу молодого художника». Спустя несколько лет совместной работы и длительной паузы в сотрудничестве после эмоционального «расставания» кажется, что творчество объединения PARAZIT — про энергию и постоянные попытки, без которых не будет ни ошибок, ни успеха.

Владимир Козин. «Почувствуй себя птицей». Редакторы-составители: Александр Дашевский и Анастасия Котылева, 2023

Едва ли не печатная ретроспектива или, если хотите, каталог-резоне Владимира Козина — когда-то участника объединения «Товарищество Новые Тупые» и по-прежнему члена объединения PARAZIT. При этом Владимир Козин успешно занимается индивидуальной художественной практикой, много работает с резиной, деревом, фотографией, коллажем.

Владимир по-отечески добр и отзывчив. Несмотря на занятость, он никогда не отказывает в беседе всем интересующимся. Я провела в его мастерской не одну «архивную среду», как мы это называли. Разбирала и постепенно вывозила к себе архив «Товарищества Новые Тупые», чтобы потом вернуть в упорядоченном виде.

Мне по-прежнему дороги эти многочасовые разговоры за чаем, где-то хранящиеся в виде диктофонных записей. Они очень многому меня научили.


Руководство по практическому применению танцевального архива «Опыты хореологии», или Куда нас завел «Советский жест», 2020

Пожалуй, это руководство — воспоминание о тех временах, когда я еще очень тяжело переживала, если мне отказывали в участии в проектах. После очередного «нет» и понятных эмоций на этот счет я получила подтверждение участия в творческой лаборатории «Опыты хореологии» танцевального кооператива «Айседорино горе», страшно обрадовалась и волновалась.

Думаю, участие в «Опытах хореологии» стало для меня примером того, каким может быть художественное исследование и как архив может соединяться с танцем. Я стала замечать моменты ступора и робкие попытки доверять своему телу. За время участия в лаборатории я неожиданно открыла ресурс в импровизации, и на практиках ждала ее больше всех.

Безотносительно участия в одной из частей «Советского жеста» вижу проект очень качественным и своевременным, если не сказать гениальным, и жду не дождусь новой части. Почему-то есть ощущение, что она будет.

Каталог VII Московской международной биеннале молодого искусства, 2022

Историю моего участия в VII Московской международной биеннале молодого искусства можно было бы озаглавить «Новичкам везет» или «Случайности не случайны».

Дело в том, что прошло меньше года с того момента, как я открыла танец в своем теле, — и мне посчастливилось курировать одну из частей международного проекта forbidden body language. В него вошло 6 танцевальных работ, одна из которых — моя, в составе дуэта.

Это была сказка длиной в 12 дней. Едва успело отгреметь открытие, прошли всего 2 показа из 9 — и тут ковид вынудил нас сменить формат на онлайн. Но в любом случае это был колоссальный опыт работы в команде, в другом контексте. В то время я совмещала 3 работы, однажды мне пришлось вызвать себе скорую помощь на репетицию, но в итоге проект принес мне номинацию на премию «Инновация» как куратор года.


Move. Choreographing you. Art and Dance since 1960s, издание к выставке в лондонской галерее Howard Gallery, 2011

Издание досталось мне в подарок от коллеги и друга Вика Лащенова как «книга про танцы, где почти все любимые».

Долгое время я с удовольствием рассматривала и читала эту работу. Время от времени использовала идеи из книги на репетициях — например, дуэт с раскладным стулом, когда он становится рамкой тела.

Герман Строганов и Маша Сомик. «Прозрачный воздух меня обнимает». Зин, 2020

Я включила зин «Прозрачный воздух меня обнимает» и в благодарность Герману Строганову за открытие танца в моем теле, и потому что это издание — горячо мной любимый медиум партитур к исполнению, простейших, но помогающих осознать достаточность, уникальность и красоту исполнителя.

Графика Маши Сомик — мое отдельное пристрастие. У меня есть один абстрактный портрет ее авторства, недавно появилась футболка с рисунком художницы, а участие в совместном концерте-перформансе Маши Сомик и Саши Виноградовой «Я слышу тебя» дорого мне как первый опыт работы с перформансом.


{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}