Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00
Регистрация начнется позже

Easy: танец в процессе создания. Мария Яшникова-Ткаченко, Ксения Земскова

Дата:
26 ноя 2024, 19:00–20:30
Регистрация начнется позже
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
12+

Исследование сценических иерархий и зрительского восприятия — перформанс, в котором незначительное и случайное становится источником радости.

Обсуждение со зрителями ведут медиаторы Дома культуры «ГЭС-2» Катерина Ляйнен и Дарья Головкова.

T

Мария Яшникова-Ткаченко и Ксения Земскова — одновременно и танц-художницы, и кураторы проектов в области современного танца. Соединяя эти две практики, они особенно чувствительны к тому, как тело представлено в истории искусства. Их также интересует, каким образом танцевальная работа организует пространство и внимание зрителя.

Иллюстрация: kakzdorovo

Пульчинелла — второстепенный персонаж, который не создает, а только обрамляет событие на сцене. Лишенный ответственности главного героя, он может позволить себе быть абсурдным, живым в реакциях, некрасивым, смешным, спонтанным в движениях. Будучи аркой для всего происходящего на сцене, сам он оказывается ничем и никем не обрамлен: его тело стремится выпасть, подпрыгнуть, упасть, расшириться, оно с легкостью позволяет себе изменяться от собранного и нормированного в избыточное и спонтанное. В своей работе мы обращаемся к образу и стратегиям Пульчинеллы, чтобы поставить под вопрос привычное представление об иерархии на сцене и перевести внимание с центра на периферию, с танцовщиков на окружающее пространство, с лица на попу и живот.

— Мария Яшникова-Ткаченко, Ксения Земскова

В новом дуэте они исследуют способы актуализировать свой и зрительский интерес к периферийному, неотчетливому, второстепенному. Обращаясь к одной из фигур комедии дель арте — Пульчинелле, авторы изучают и примеряют на себя стратегии этого сатирического персонажа, простоватого лентяя и остроумного ловкача. Обычно он не участвует в центральной сюжетной линии, но получает возможность для телесной проявленности и в конечном итоге — для радости. «Не что иное как радость, которую ощущает тело при взаимодействии с самим собой и с другими телами» — так пишет о Пульчинелле философ Джорджо Агамбен.

Мария Яшникова-Ткаченко — танц-художница и куратор. Окончила магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве» НИУ ВШЭ и музея «Гараж». Финалистка фестиваля Context. Diana Vishneva (2019), получательница грантов Дома культуры «ГЭС-2», Британского совета и Studio Wayne McGregor (Великобритания). Танцевала в театре «PROдвижение» (Иркутск). Куратор танц-резиденций To walk or not to walk (галерея «ГРАУНД Солянка») и «(Lab) Танец на задворках» (галерея U Contemporary). Перформансы Марии были показаны на фестивале «Танец без ума от себя и от любви», в арт-мастерских музея «Гараж», FUTURO Gallery, музее ММОМА, «Гоголь-центре», Воронежском театре оперы и балета и др.

Ксения Земскова — перформер, танц-художница, искусствовед, куратор. Окончила факультет истории искусства РГГУ. Училась в лаборатории физического театра DialogLab и студии ЦЕХ (2019–2022). Участница «Мастерской танца и перформанса» Даши Плоховой. В качестве танцовщицы и перформера сотрудничала также с хореографами Дарьей Платоновой, Антоном Вдовиченко, Татьяной Чижиковой. Работает в образовательном отделе музея ММОМА: автор серии танц-перформативных туров, куратор танц-перформативных программ и показов в рамках выставок «Будни распознавателя образов» (2021), «Диалог во времени и пространстве» (2023), «В присутствии танца» (2024), «Свободные часы» (2024).

Композитор
Егор Ткаченко

Костюмы
Дима Магний

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"margin":0,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}