Тончайшее кино о растворенной в русской действительности памяти сталинских репрессий. Показ в рамках цикла «Новое российское кино».
Пепел и доломит
- Дата:
- 25 фев, 19:30–1 мар 2025 23:00
- Возрастные ограничения
- 18+
2024, Тома Селиванова | Toma Selivanova
Россия
88 мин., рус.
В ролях: Тома Селиванова, Антон Риваль, Константин Мурзенко, Андрей Зайцев
Сандармох, Молога, Магадан, далее везде. Вместе работающие над фильмом о травме ГУЛАГа режиссер экспериментального кино Дина и бельгийский звукорежиссер с немецкими корнями Йохан едут по России от одного бывшего исправительного лагеря до другого, от горных карьеров, погубивших тысячи жизней, к лесам, где похоронены другие тысячи. Герои не путешествуют, но преодолевают — вязкий, недоверчивый российский ландшафт, сопротивление камеры, отказывающейся видеть призраков прошлого, всеобщие немоту и беспамятство, да и самих себя и собственные отношения, наконец.

Кадр из фильма «Пепел и доломит», 2024
Чтобы преодолеть зарастание памяти ряской и ржой, автор выбирает неочевидный и сложный путь, тяжелый физически и потенциально опасный.
— Вероника Хлебникова, «Сеанс»
Впервые показанный на Роттердамском фестивале дебютный фильм Томы Селивановой не то чтобы вступает на территорию, не освоенную российским кино, — но отказывается использовать в разговоре о репрессиях и памяти приемы и слова, уже успевшие потерять свою силу. Каждое новое поколение должно находить собственные — и Селиванова на глазах у зрителя ищет язык для бесконечно трудной, болезненной темы. Она смешивает в «Пепле и доломите» игровое и документальное, автобиографическое и вымышленное, трагедию и любовь, кино о кино и фильм в фильме. Получается картина одновременно гипнотическая и ошарашивающая, буквально выбивающая почву из-под ног у зрителя.
После показа 25 февраля пройдет обсуждение фильма с режиссером Томой Селивановой.