Недооцененный шедевр черного кино — экзистенциальная трагикомедия об имитаторе от бога. Российская премьера в ретроспективной программе Фестиваля единственных фильмов.
Хамелеон Стрит
- Дата:
- 27 сен 2024,
19:30–21:10
- Возрастные ограничения
- 18+
Chameleon Street
1989, Уэнделл Б. Харрис-мл. | Wendell B. Harris Jr.
США
94 мин., англ. с рус. субт.
В ролях: Уэнделл Б. Харрис-мл., Анджела Лесли, Амина Факир, Энтони Эннис
«Я мыслю, следовательно, я обманываю». Обманывает Дуглас Стрит (между прочим, абсолютно реальная фигура, прилично наследившая в американской криминальной хронике 1980-х) решительно всех вокруг. Для прессы, освещающей тренировочные сборы футбольной команды, он подающий надежды игрок. Для пациентов больницы, что ждут операцию, — блестящий врач с гарвардским дипломом. Для неопытных инвесторов, ищущих, куда вложить кровные, — финансист с впечатляющим резюме. Ну а для полиции и ФБР он неисправимый мошенник. Но кто Дуглас Стрит для своей жены, дочери, любовницы? Не обманывает ли он и сам себя?
Кадр из фильма «Хамелеон Стрит», 1989
Режиссура Харриса так же изысканно и многозначно играет с грамматикой кино, как персонаж — с языковыми кодами, и, если уж на то пошло, с нормами поведения.
— Ричард Броуди, The New Yorker
Режиссер Уэнделл Б. Харрис играет Стрита сам, в бравурной, почти экспрессионистской манере: история мошеннических похождений оказывается основой для пронзительной аллегории о судьбе черного (да и просто бедного) человека, обреченного постоянно заново придумывать себя, менять маски, чтобы подняться по социальной лестнице. Харрис и фильму придает те же качества: он предстает то остроумной комедией, то сюрреалистической трагедией, то легким детективом, то серьезным, опустошительным высказыванием.
Судьба режиссера оказалась под стать драматизму фильма. Гран-при международного кинофестиваля не помог ленте попасть на широкий экран: компания, купившая на него права, провалила продвижение и прокат. А Харрис так и не сумел найти финансирование для своего следующего фильма. Он небезосновательно считает, что попал в черные списки Голливуда — горькая ирония применительно к человеку, снявшему один из лучших черных фильмов в истории.
Фильм удостоен Гран-при кинофестиваля «Сандэнс» (1990).