Считавшаяся утерянной 20 лет история зарождения запретной любви под грузом страшного прошлого. Российская премьера в ретроспективной программе Фестиваля единственных фильмов.
Кейн-Ривер
- Дата:
- 29 сен 2024,
13:00–14:45
- Возрастные ограничения
- 18+
Cane River
1982, Хорас Б. Дженкинс | Horace B. Jenkins
США
104 мин., англ. с рус. субт.
В ролях: Ричард Ромейн, Томье Майрик, Кэрол Саттон, Барбара Таскер
Статный красавец Питер только что вернулся в родной Кейн-Ривер, окончив колледж. Несмотря на явный талант, он отказался от профессиональной карьеры в американском футболе: дороже спорта ему поэзия и литература. Тонкая и изящная Мария из соседнего городка в колледж только собирается, а пока подрабатывает гидом в музее, которым стала местная плантация. Они не могут отвести друг от друга взгляд — но, кажется, что все против их романа. У него почти белая кожа, креольские корни и давно владеющая землей (а когда-то и рабами) католическая семья. Она куда темнее, из рода тех самых африканских рабов-баптистов, без приданого и социального капитала.
Кадр из фильма «Кейн-Ривер», 1982
«Кейн-Ривер» побуждает переосмыслить историю американского кино, а заодно — в своей обезоруживающе легкой, неповторимо очаровательной манере — и другие аспекты американской истории.
— Энтони Скотт, The New York Times
Описание сюжета «Кейн-Ривера» напоминает условных «Ромео и Джульетту», но Хораса Дженкинса мало интересуют драмы. Вместо того чтобы двигаться от кризиса к кризису, его кино выбирает траекторию от откровения к откровению. Легкий, почти невесомый по интонации фильм с каждой сценой обнаруживает в себе все новые и новые смысловые слои — от памяти рабства, пропитавшей каждый метр луизианской земли, до колоризма — дискриминации по оттенкам кожи среди афроамериканцев.
Хорас Дженкинс умер в 41 год и застал лишь один показ своего единственного фильма. Следующие 20 лет «Кейн-Ривер» считался утерянным, пока негатив не был обнаружен в подвалах нью-йоркской звукозаписывающей студии. Находка оказалась сногсшибательной: снятый в Луизиане дебют Дженкинса стал недостающим звеном в истории афроамериканского независимого кино, связав калифорнийскую группу режиссеров LA Rebellion с нью-йоркскими дебютантами 1980-х вроде Спайка Ли. Но и вне контекста черного кино картина представляет немалую ценность и вполне может считаться американским ответом кинематографу Эрика Ромера.