Дом культуры «
Бразильские бахианы. Эйтор Вила-Лобос
- Дата:
27 ноя 2023
- Возрастные ограничения
- 12+
Программа
Эйтор Вила-Лобос (1887–1959)
Бразильская бахиана № 1 W246 (1930)
для восьми виолончелей
Бразильская бахиана № 5 W389
(1938–1945)
для голоса и ансамбля виолончелей
«Иронические и сентиментальные эпиграммы» W183 (1921–1923)
для голоса и фортепиано
Бразильская бахиана № 4 W424
(1930–1941)
для фортепиано
Бразильская бахиана № 6 W392 (1938)
для флейты и фагота
Бразильская бахиана № 9 W449 (1945)
для струнного оркестра
«Моим учебником гармонии стала карта Бразилии», — говорил композитор. Его стиль сформировался под влиянием экспедиций в самые отдаленные регионы страны и общения с носителями народной традиции, сложившейся в результате синтеза трех источников: индейской, африканской и европейской музыки. Одновременно композитор чувствовал неразрывную связь с искусством Старого Света: именно Вила-Лобос стал одним из организаторов легендарной «Недели современного искусства», в начале 1920-х представившей в Сан-Паулу все разнообразие музыки начала ХХ века, от Арнольда Шёнберга и авторов Новой венской школы до французской «Шестерки».
Исполняют
Московский ансамбль современной музыки | МАСМ
Елизавета Корнеева дирижер
Елене Гвритишвили сопрано
Сергей Каспров фортепиано
Богдан Королёк ведущий концерта
Фото: Аня Тодич
Два ключевых источника творчества Вила-Лобоса встречаются в его центральном произведении — цикле «Бразильские бахианы», созданном в период с 1930 по 1945 год для самых разнообразных составов, от сольных инструментов до большого симфонического оркестра. В историю он вошел как важнейший памятник музыкального модернизма и уникальный пример диалога двух культур — бразильского национального мелоса и европейского барокко, «космически фольклорно универсальной», по выражению самого Вила-Лобоса, музыки Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Диалог разворачивается на нескольких уровнях. Каждая из частей «Бахиан» имеет двойное обозначение: одно название отсылает к европейским формам (прелюдия, фуга, хорал, ария, жига, фантазия), другое — к бразильским (модинья, шоро, кантига, эмболада). «Бразильские бахианы» предлагают авторский взгляд на эстетику неоклассицизма, столь важную для мировой музыкальной сцены 1920–1930-х, — подход Вила-Лобоса радикально отличается от европейской традиции и накалом, и самим способом диалога с барочным наследием.
Программа концерта дает возможность пунктирно проследить эволюцию творчества бразильского композитора — от светлой лирики сочинений 1930-х годов до драматических произведений, написанных в годы Второй мировой войны.
«Вила-Лобос — одна из основ бразильской национальной идентичности. Преодолев дихотомию между популярной и классической музыкой, между фольклором и академической культурой, Вила-Лобос заявил о себе как об истинно бразильском композиторе: его звук — это звук Бразилии».
— Родриго Баэна Соарес, посол Бразилии в России
Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) — основан в 1990 году композитором Юрием Каспаровым при участии лидера российского авангарда Эдисона Денисова. МАСМ первым из российских ансамблей сосредоточился на музыке XX и XXI веков и поддержке современных композиторов. На его счету более 1000 российских и мировых премьер.
Елене Гвритишвили (р. 1999, Санкт-Петербург) — певица. Выпускница Санкт-Петербургского музыкального училища имени Римского-Корсакова (дирижерско-хоровое отделение, класс Федора Леднева и Анны Мейя). Ныне — студентка вокального отделения Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова (класс Светланы Горенковой). С 2020 года — артистка хора musicAeterna. Выступала в спектакле Александра Маноцкова «52» на сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова. С сентября 2022 года — артистка Молодежной оперной программы Большого театра.
Сергей Каспров (р. 1979, Москва) — пианист, клавесинист, органист. Окончил Московскую консерваторию как пианист и исполнитель на исторических клавишных инструментах (класс Алексея Любимова) и органист (класс Алексея Паршина). Впоследствии обучался в аспирантуре Московской консерватории как пианист, а также проходил стажировку в парижской консерватории Schola Cantorum под руководством Игоря Лазько. В 2005–2007 годах удостоен специального приза Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица в Женеве, Гран-при Международного конкурса молодых пианистов имени Марии Юдиной в Москве, первой премии на Рубинштейновском и Скрябинском конкурсах в Париже. Является постоянным участником фортепианных фестивалей в Европе и России: La Roque d’Anthéron (Франция), Klarafestival (Бельгия), Chopin and His Europe (Польша), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), «Декабрьские вечера» и «Антиквариум» (Москва).