Оттепельное кино уходит, не прощаясь, в единственном фильме главного советского сценариста 1960-х. Показ в ретроспективной программе Фестиваля единственных фильмов.
Долгая счастливая жизнь
- Дата:
- 22 сен 2024,
13:00–14:20
- Возрастные ограничения
- 0+
1966, Геннадий Шпаликов
СССР
76 мин., рус.
В ролях: Кирилл Лавров, Инна Гулая, Павел Луспекаев, Марина Полбенцева
«Ты мне нравишься. Простые слова?» Куда уж проще — тем более, что и она ему тоже, кажется, нравится. Культорг Лена и Виктор — не то геолог, не то «иностранный разведчик», но вроде бы все-таки инженер в командировке — знакомятся в автобусе, подъезжающем к городку Н., такому же, как многие еще не вполне обжитые города Сибири. Сближаются быстро — «Вишневый сад» приехавшего на гастроли МХАТа способствует. Доверяются друг другу — и кажется, долгая счастливая жизнь наступит уже утром.
Кадр из фильма «Долгая счастливая жизнь», 1966
Сюжет был короткий, злой. Ему уже не хватало шпаликовского дыхания. Героиня не спасала автора, она была обречена не больше и не меньше, чем он.
— Любовь Аркус, «Сеанс»
Однако по-настоящему наступает в фильме прежде всего конец эпохи. Геннадий Шпаликов, один из киногероев оттепели, автор сценариев к «Я шагаю по Москве» и «Мне двадцать лет», в своей единственной режиссерской работе словно предчувствует стылое дыхание наступающего застоя. Уходят идеализм и размышления о героизме, их сменяют прагматичные поступки и уход в себя. Вместе с бесконечно плетущейся по сибирской речке баржей уплывают несбывшиеся мечты.
Ушел и Шпаликов — через семь лет после премьеры «Долгой счастливой жизни» и ее почти тотального неприятия современниками, причем ушел по собственной воле. Те годы для него были отмечены неснятыми фильмами и недописанными сценариями, неустроенностью, как будто даже неуместностью. Оттепель давно закончилась, и ощущение неустроенности и неуместности стали разлиты в самом воздухе советской реальности.