Сайт VAC
Болотная набережная, 15
пн–вс, 11:00–22:00

27-й экспресс

Дата:
23 сен 2024, 16:00–18:00
Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Поезд идет на восток в ошеломительной и почти забытой классике индийского нового кино. Российская премьера в ретроспективной программе Фестиваля единственных фильмов.

27 Down
1973, Автар Кришна Каул | Awtar Krishna Kaul

Индия
118 мин., хинди с рус. субт.

В ролях: М. К. Райна, Ракхи, Рекха Сабнис, Ом Шивпури

T

Рассекающий Индию 27-й скорый поезд идет из захлебывающегося жизнью Бомбея в Варанаси с его потусторонней духовностью. Среди множества паломников — Санджай, средних лет мужчина, вся жизнь которого, кажется, складывалась под странный, то мерный, то прерывистый стук колес поездов. Он родился в вагоне одного из них. Его отец был машинистом и заставил мечтавшего о карьере художника сына устроиться на железную дорогу. В поезде, работая кондуктором, Санджай встретил свою любовь — волоокую независимую Шалини, но родители поспешили женить его на другой.

Кадр из фильма «27-й экспресс», 1973

Не впадая в мелодраматизм, без лишних слов и передавая действие почти исключительно визуальными решениями, «27-й экспресс» добивается редкого вневременного эффекта.

— О. П. Сривастава, The Daily Eye

Удивительный даже в контексте индийского параллельного кино, расцвет которого пришелся на 1970-е, «27-й экспресс» снят так, будто перед нами квазидокументальный эпос вроде «Битвы за Алжир» — притом что немалая часть действия разворачивается в узких, тесных коридорах вагонов. Беспокойная ручная камера врывается в эту дорожную обыденность с такой энергией, что экзистенциальная драма Санджая ощущается почти психологическим триллером.

Этот триллер оказывается впечатляюще многогранным. Отчуждение в большом городе — и конфликт между традицией и современностью. Токсичная, травмированная мужественность — и судьба стремящихся к самостоятельности женщин в индийском обществе тех лет. Отношения отцов и детей — и оковы классового неравенства. Автар Кришна Каул превращает поезд в метафору самой жизни, остающуюся актуальной и сегодня. Сам режиссер упрочить свой успех не смог: он утонул, пытаясь спасти упавшего в воду друга, в день, когда «27-й экспресс» был признан лучшим индийским фильмом года.

Фильм удостоился Национальной кинопремии Индии (1973) в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший оператор», а также приза экуменического жюри на фестивале в Локарно (1974).

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}