
Невидимые рельефы Москвы.
О запахе города — ольфакторный художник Мария Головина
Как место и время обусловливают наши чувства? С чем они связаны? Иногда с воспоминаниями, а иногда и с запахами. Про ольфакторный профиль Москвы, патоку, душистые смолы и креозот рассказывает Мария Головина.
Мария Головина — ольфакторная художница, парфюмерная журналистка. Автор проектов, связанных с запахами и обонянием. В «

Ладан
Ольфакторное место силы, которое отрываю от сердца, — скрытая от глаз прохожих часть гульбища вокруг Сергиевский церкви Высоко-Петровского монастыря. Расположенный на одной из самых оживленных улиц Москвы, Петровке, этот комплекс прячет в своем сердце идеальную локацию для знакомства с ароматом православного ладана. Чтобы избежать смущения, которое обычно испытывают невоцерковленные люди, вы можете не заходить в храм и насладиться дымкой от выкуриваемых благовоний под успокаивающее звучание служб. Я люблю ненадолго расположиться напротив открытых настежь храмовых окон, прямо на нагретых солнцем каменных ограждениях террасы, буквально впитавших запах душистых смол. Здесь стоит сделать короткую, но качественную паузу, чтобы затем вернуться в бурный темп московской жизни.

Шпалы
Многие москвичи скучают по запаху, что сохраняла подземка вплоть до 2010-х. Затем же, когда обновили пути, он исчез почти со всех станций. Полной грудью (и в необычной архитектурной обстановке) вдохнуть аромат промазанных креозотом шпал все еще можно на балконах «Комсомольской» радиальной.

Все иллюстрации: Дмитрий Горелышев
Шоколад
Запах шоколадных фабрик может показаться довольно неприятным, если находиться в непосредственной близости от производства. Так, почти животные оттенки аромата какао можно прочувствовать в Красносельском районе, рядом с цехами концерна «Бабаевский», особенно ранним утром. При определенных погодных условиях ветер доносит более нежный кондитерский дух оттуда аж до Покровки. А вот если проезжать под «Рот Фронтом» на метро от станции «Полянка», получится разнюхать что-то скорее вафельное. А прогуливаясь по 4-му Монетчиковскому и 2-му Новокузнецкому переулкам, есть возможность разглядеть через решетки на цокольных этажах джутовые мешки с какао-бобами, готовящимися стать шоколадными плитками и конфетами. В этой части Замоскворечья вырос мой папа, а я в свою очередь выросла на байках о его детстве: например, о патоке, зимой собираемой на варежку прямо с кранов приезжающих к заводу цистерн.