Изменить мир вопреки всему: изобретения неутомимых мечтателей
Согласно английской пословице, необходимость — мать изобретений. Любопытство людей и их стремление менять мир действительно лежат в основе прогресса.
На протяжении веков ученые упорно ищут ответы на свои вопросы и дарят человечеству технологии, во многом определяющие его дальнейшее развитие. Так, Александр Попов изобрел радио, Томас Эдисон — электрическую лампочку, Александр Белл — телефон. Однако не всем изобретателям достается подобная слава. Есть и те, кто не совершил переворота в науке, но при этом все равно навсегда остался в истории — мечтатели, чьи изобретения стали отражением их смелости, широты мышления и философских поисков. Среди них — Хьюго Гернсбек, Евгений Глухарев, Вальтер Пихлер. Что их объединяет? Верность собственным идеалам и желание воплощать даже самые безумные идеи.
Их творения вдохновили режиссера и художника Сергея Лобана на создание шоу-презентации для детей и подростков «Дело техники». В рамках публичной программы к спектаклям в Доме культуры «
Рассказываем про изобретения тех, кто не боялся противостоять обществу и законам Вселенной.
Шлем «Изолятор», телевизионные очки и рыболовный пылесос Хьюго Гернсбека
Именно Хьюго Гернсбеку — американскому изобретателю, издателю, бизнесмену и популяризатору науки родом из Люксембурга — мы обязаны появлением терминов «телевидение» и «научная фантастика». А еще он предсказал появление видеочатов, радара и солнечных панелей.
Гернсбек был разносторонней личностью и до конца своих дней занимался изобретательством: к 83 годам у него было 80 патентов. Сегодня его личный архив хранится в библиотеке университета города Сиракьюс — личные вещи, рукописи, письма, выпуски научно-фантастических журналов. Один из самых ранних экспонатов датирован 1890 годом — сертификат «Начинающего электрика» из люксембургского монастыря кармелитов, выданный за установку бесплатной системы электрических звонков. Тогда юному мастеру было всего шесть лет.
Но, пожалуй, одно из самых интересных его изобретений — это устройство 1925 года, которое должно было помочь человеку сосредотачиваться.
Деревянный шлем с минимальным углом обзора для глаз на фото выглядит скорее как головной убор для съемок в фильмах про инопланетян. Однако, по мнению изобретателя, именно в такой специальной «камере» с шумоподавлением 95 % отвлечься на что-то постороннее было практически невозможно. Дыхание обеспечивал кислородный баллон, соединенный со шлемом трубкой. Но, увы, шлем Гернсбека не имел успеха и в серийное производство не пошел.
Иллюстрация:
Ольга Рогова
Фото:
Михаил Гребенщиков
А в 1936 году он представил публике свою концепцию портативных карманных телевизионных очков — своего рода прототип очков виртуальной реальности. ТВ-очки на основе электронно-лучевых трубок весили всего 140 граммов и подпитывались батарейками низкого напряжения. Для каждого глаза был отдельный экран для создания стереоскопического изображения. Небольшие антенны крепились к рамке, а переключатели размещались на панели. Гернсбек уверял, что очки совершенно безопасны и удар током во время их использования человеку не грозит. Однако и эта идея не получила развития, и дальше макета дело не пошло.
Очки-телевизор при успешной реализации могли бы осчастливить миллионы людей, считал Гернсбек. Данная концепция родилась в его голове не случайно — к тому моменту он уже давно экспериментировал с передачей ТВ-изображения на расстоянии и даже основал для этого собственную радиостанцию. Считается, что и сам термин «телевидение» предложил именно Гернсбек в 1909 году.
У изобретателя был широкий круг интересов — в свое время он получил патент на рыболовный пылесос. Звучит угрожающе, но, по сути, это огромная воронка для ловли рыб или других объектов в море.
Электрорасческа с массажером, наушники для телефонных трубок, портативный телеграф, устройство для посадки самолетов, фонтан с электрическим приводом, светящееся электрическое зеркало, детектор кристаллов — все это неполный список изобретений Гернсбека. При этом для большинства людей он в первую очередь успешный предприниматель и «отец» научной фантастики.
Именно с его легкой руки в США начался бум литературы о загадочном будущем. Его Amazing Stories, который считается первым в мире журналом научной фантастики, выходил тиражом более 100 тысяч экземпляров — небывалая по тем временам цифра. А сам термин science fiction впервые появился на страницах Electrical Experimenter в 1915 году.
Издательская деятельность Гернсбека — это более десятка различных журналов об электронике, радиотехнике, фантастике. Сам он тоже писал футуристические романы. Например, в знаменитом «Ральф 124C 41+» появляются идеи о радаре, видеочатах и использовании солнечной энергии в батареях.
Именем Гернсбека названа литературная премия, которая до сих пор вручается за достижения в области научной фантастики. Статуэтку в виде взлетающей ракеты получали в свое время Айзек Азимов, Урсула Ле Гуин, Рей Брэдбери.
Пластиковые пузыри для жизни и портативная гостиная Вальтера Пихлера
Австрийский архитектор и дизайнер, ведущий художник послевоенного авангардизма Вальтер Пихлер известен своими необычными моделями фантастических сооружений, среди которых плавучие города и подземные постройки. У художника был свой взгляд на архитектуру: он считал, что не всегда здание должно быть функциональным. По словам современников, ему нравилось проектировать то, что никогда не будет построено.
Пихлер часто экспериментировал с формой и материалами — использовал металл, бетон, пластик, ПВХ и оргстекло. Работы художника выставлялись в разное время в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на 5-й биеннале в Париже и на 40-й Венецианской биеннале, выставке Documenta в Касселе, в Штеделевском музее во Франкфурте-на-Майне, Австрийском музее прикладного искусства, музее Stedelijk в Амстердаме.
При этом он не стремился активно демонстрировать свои работы и вел закрытый образ жизни, особенно после 1972 года, когда переехал на ферму в Сен-Мартене, тихом местечке в восточной Австрии.
В 1960-е годы Пихлер создал серию скульптур «Прототипы» — с помощью этих работ художник исследовал происходящие с обществом изменения. Один из объектов серии — пластиковый пузырь-жилище как попытка ответить на вопрос об индивидуальности в стремительно развивающемся мире.
Еще один необычный артефакт, созданный Пихлером, — телевизионный шлем, или «портативная гостиная». Его конструкция предполагала, что человек в прямом и переносном смысле с головой погружается в информационный поток, не имея возможности видеть мир вокруг. Так Пихлер критиковал влияние медиа и технологий на формирование общественной точки зрения еще до массового распространения интернета.
Иллюстрация:
Ольга Рогова
Фото:
Михаил Гребенщиков
В 70-е годы Пихлер организовал собственный музей у себя на ферме, вдали от галерей и искусствоведов. Он переоборудовал несколько хозпостроек и в каждой установил скульптуры — «безупречные, мрачные, механические работы».
У Пихлера было свое видение мира, которое он ревностно отстаивал, отвергая компромиссы. Художник избегал публичных выступлений и довольно скептически относился к массмедиа.
В 2017 году ко дню рождения мастера Музей современного искусства Зальцбурга представил масштабную ретроспективу его работ.
Летающий мотоцикл Евгения Глухарева
Инженер-исследователь Евгений Глухарев больше известен как Eugene Michael Gluhareff — сын русских эмигрантов третьей волны, который жил и работал в США. После революции семья уехала из России в Америку, Евгений окончил Политехнический институт Ренсслера.
Всю жизнь он посвятил авиации, его имя можно найти в специализированной литературе — изобретенный им двигатель получил название «Двигатель Глухарева»
Авиаинженер работал под руководством конструктора и изобретателя Игоря Сикорского, а в American Helicopter испытывал машины XH-26 Jet Jeep и XA-5 для ВВС США. Также для ВМС США в 1960 году разрабатывал беспилотники, а в 1964-м даже участвовал в программе пилотируемых космических полетов Apollo.
При этом у него всегда была мечта — создать летающий мотоцикл. Речь идет об устройстве с возможностью вертикального взлета. Сегодня эта концепция воплощена в реактивных рюкзаках с ракетным двигателем и сверхлегких самолетах с неподвижным крылом.
Иллюстрация:
Ольга Рогова
Фото:
Михаил Гребенщиков
В 90-е годы, несмотря на солидный возраст, Глухарев все-таки спроектировал свой одноместный вертолет EMG-300, по сути воплотив идею о мотоцикле в воздухе. С 1952 года у Глухарева была своя авиастроительная компания, где он испытывал разные реактивные двигатели для сверхлегких машин. Среди его проектов в том числе ранцевый вертолет MEG-1X с несущим винтом, вертолет MEG-2X и вертолет MEG-3X, однако массового распространения они не получили.
Глухарев имеет несколько патентов, изобретенный им двигатель Gluhareff Pressure Jet Engine — экспонат Музея науки в Лос-Анджелесе. Подробнее о Глухареве можно узнать на сайте.
Материал подготовила редакция N + 1
Автор
Бэла Панеш