Сайт VAC

Время женщин.
Книжная коллекция

Возраст:
Тип:
Возрастные ограничения
18+

Подборка к выставке «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» включает монографии, каталоги, прозаические и поэтические произведения, повествующие о разных формах борьбы за право быть художницей с XVIII века до сегодняшнего дня.

T

Фото: Гоша Бергал

Вышедшее в 1971 году эссе Линды Нохлин «Почему не было великих художниц?» — один из основополагающих текстов феминистского искусствознания. Основной вопрос работы вынесен в заглавие: опираясь на свой профессиональный опыт историка искусства, Линда Нохлин пытается понять, почему в пантеоне великих художников трудно отыскать женские имена. Исследовательница пишет о недоступности качественного профессионального художественного образования для женщин в XVIII–XIX веках и объясняет роль социального статуса и происхождения при получении профессии.

«Почему не было великих художниц?» определило значимость изучения социокультурного контекста создания художественных работ. На основе проблемных вопросов, обозначенных Линдой Нохлин, ученые уже более полувека проводят исследования трудностей, с которыми сталкивались женщины на пути к профессиональному признанию, и открывают новые имена в искусстве.


Среди работ, которым дали импульс изыскания Нохлин, — «Быть здесь — уже чудо» Мари Дарьесек и «Ее жизнь в искусстве: образование, карьера и семья художницы конца XIX — начала XX века» Олеси Авраменко и Гали Леоновой.

Центральными фигурами книг становятся художницы XIX и XX веков. Мари Дарьесек пишет о творческом пути Паулы Модерзон-Беккер — художницы круга Ворпсведе, жены немецкого живописца Отто Модерзона, не получившей признания при жизни. Действующими лицами исследования Авраменко и Леоновой выступают русские художницы Елена Поленова, Софья Кувшинникова, Анна Остроумова-Лебедева. Авторы обоих исследований рассматривают темы образования, статуса, замужества, детей и их влияние на карьеру художниц, опираясь на дневниковые записи, воспоминания и письма.


Выставка «Кубок созвучий» сосредоточена на творчестве Ольги Розановой, чья жизнь в искусстве неразрывно связана с переменами в восприятии профессии художницы в конце XIX — начале XX веков. Женское художественное образование прошло путь от элемента домашнего воспитания молодых дворянок до появления частных художественных школ, где могли учиться все желающие вне зависимости от пола и возраста. В одной из таких школ нового искусства — Академии Елизаветы Званцевой — Ольга Розанова училась осенью 1911 года.

Подробнее о том, как Ольга Розанова от ученических групп перешла к участию в профессиональных организациях, можно узнать из монографий «Ольга Розанова и ранний русский авангард» Нины Гурьяновой и «Ольга Розанова. Лефанта Чиол» Веры Терехиной.

Авторы исследований стремятся не только представить полное описание творчества Розановой, но и собрать воедино посвященные художнице разрозненные материалы: критические статьи и рецензии, воспоминания современников, письма и фотографии.

Монография Нины Гурьяновой «Ольга Розанова и ранний русский авангард» — результат десятилетней работы профессора Северо-Западного университета (Чикаго), ученицы искусствоведа Дмитрия Сарабьянова. Исследовательница выделяет основные этапы недолгой творческой биографии Ольги Розановой, обнаруживая связь между профессиональным становлением художницы и литературно-художественной жизнью Москвы и Санкт-Петербурга. Также в книге представлены теоретические тексты, манифесты, стихи и письма самой Розановой.

Издание «Ольга Розанова. Лефанта Чиол» Веры Терехиной отличается редким изобразительным материалом: в книге представлены не только репродукции картин Розановой, но и альбомы художницы, а также ее поэтические тексты — среди которых и стихотворение, подарившее название выставке.


Кубофутуризм стал заметной вехой в истории русского авангарда 1910-х годов, среди его представителей — общество художников «Союз молодежи», основанное художницей и поэтессой Еленой Гуро совместно с музыкантом и живописцем Михаилом Матюшиным. Одним из членов общества была и Ольга Розанова. Создатели «Союза молодежи» стремились не просто организовать творческое объединение, но обрести единомышленников, поэтому между художниками устраивались диспуты, проводились лекции.

Представленный в Библиотеке небольшой сборник Елены Гуро «Небесные верблюжата» иллюстрирует основные творческие воззрения кубофутуристов. Гуро, как и многие из ее литературных соратников, с детства занималась живописью и пришла в литературу, когда ей было больше двадцати лет. В записных книжках Елена Гуро определяет свою поэзию как «куски фабул, взятые как краски».

Отдельный интерес для исследователей наследия Ольги Розановой представляют футуристические книги, которые художница создавала в сотрудничестве с поэтом Алексеем Крученых — именно этой теме посвящено исследование Евгения Ковтуна «Русская футуристическая книга». Ковтун перечисляет черты, которые отличают эксперименты русских футуристов от опытов современников. Также ученый рассматривает принципиальные особенности печати книг в технике литографии — особом способе производства, при котором текст и изображения вырезались на листе линолеума и отпечатывались в нескольких экземплярах. Книга не полностью посвящена исканиям Розановой, однако искусствовед уделяет ее работам особенное внимание.

На выставке «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» в Доме культуры «ГЭС-2» наряду с изданиями Ольги Розановой представлена и иллюстрированная книга «1917» — работа художницы и поэтессы Лизы Неклессы. Библиотеке «ГЭС-2» Лиза передала экземпляры ранее выходивших сборников с ее участием: «Женский голос» и «Сказки». Авторы этих коллективных произведений продолжают традицию книгоиздания, восходящую к Розановой. Так, создательницы поэтического сборника «Женский голос» Лиза Неклесса, Саида Саттарова и Лена Ляпина проиллюстрировали собственные тексты.

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}