Сайт VAC

Закат в сто сорок солнц

Дата:
10 ноя 2023–10 мар 2024
Возраст:
Тип:
Место:
Насосная
Возрастные ограничения
12+

Выставка о космических мечтаниях и разочарованиях от начала XX века до наших дней, эпохе всеобщего упоения космосом и ее отображении в советском искусстве.


T

В 1957 году Советский Союз запустил на орбиту искусственный спутник Земли, в 1961 году — человека. В 1969 году американские астронавты ступили на Луну. Казалось, мечта покорить бесконечные просторы Вселенной вот-вот станет явью. В действительности, однако, космическая утопия родилась из противостояния СССР и США. А межпланетная романтика, растиражированная на песни, значки и открытки, стала важным сюжетом пропаганды в обеих странах.

Видеотур 

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Иллюстрация: Степан Липатов, Варя Фомичева

Название выставки отсылает к стихотворению Владимира Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920). Энергичное описание встречи поэта со светилом — исчерпывающая метафора эпохи, когда утопия все еще казалась возможной. Сегодня пафос космической темы поблек, и немного видоизмененная строка предлагает взглянуть на космос несколько иначе.

Выставка состоит из четырех разделов. «Наш век» — это советские 1960–1980-е годы: масштабные соцреалистические полотна соседствуют здесь со смелыми экспериментами, где покорение и осмысление Вселенной представлено в метафорическом ключе. Раздел «Эскизы будущего» посвящен тому, каким видели космическое «завтра» самые разные художники — от авангардистов до нонконформистов. В отдельном пространстве собраны инсталляции и видеоработы, критически осмысляющие место космоса в истории и обществе. Финальная глава — «На краю утопии»: здесь художники-нонконформисты развенчивают сложившиеся в эпоху модерна представления об устройстве мира, чтобы потом собрать собственные модели взаимодействия со Вселенной.

Изучить тему можно также за пределами выставочного пространства: публичная программа к выставке «Закат в сто сорок солнц» включает в себя медиаторские и школьные туры, а также цикл обсуждений и лабораторий, посвященных взаимодействию техники и искусства.

Например, раз в неделю в «Центре исследователей искусства, технологий и новостей» участники смогут обсудить последние новости из мира научных открытий, оценить их достоверность или предложить свой вариант научно-технической революции.

Лаборатория «Неопознанные технические объекты» обращается к области науки и техники через теоретические и практические способы взаимодействия. Темы лекций объединены идеей изобретательства, а лабораторные практики подразумевают эксперименты с неосознанными техническими объектами непосредственно.

В Кинотеатре «ГЭС-2 Кино» состоятся показы фильмов, посвященных прогрессу, космосу и всевозможным утопиям.


Буклет 

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0.4,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Фото: Даниил Анненков

Авторы и художники 

Игорь Анисифоров — Галина Балашова — Нуотама Фрэнсис Бодомо — Михаил Борисов — Саулюс Валюс — Николай Вечтомов — Рубен Гевондян — Наталия Гончарова — Франциско Инфанте-Арана — Илья и Эмилия Кабаковы — Густав Клуцис — Павел Клушанцев — Геннадий Корягин — Валерий Кошляков — Георгий Крутиков — Калерия Кукулиева и Борис Кукулиев — Иван Леонидов — Алексей Леонов и Андрей Соколов — Эль Лисицкий — Вячеслав Локтев — Армандо Лулай — Казимир Малевич — Камиль Муллашев — Борис Окороков — Антон Ольшванг — Артавазд Пелешян — Михаил Плаксин — Анатолий Плахов — Юрий Походаев — Михаил Пясковский — Михаил Ромадин — Борис Смертин — Борис Смирнов-Русецкий — Юрий Соболев (Нолев) — Аркадий Тюрин — Петр Фатеев — Инар Хелмут — Илья Чашник — Василий Чекрыгин — Ин-Ю Чен — Виктор Черноволенко — Йонас Шважас — Александр Шеко — Сергей Шиголев — Константин Юон

Кураторы
Андрей Василенко, Артём Тимонов

Архитекторы
Бюро DD:A|D — Петр Толпин, Анна Манзарова

Свет
Ксения Косая

Продюсеры
Алиса Кекелидзе, Вероника Лучникова, Саша Чистова

Техническая команда
Андрей Белов, Артем Канифатов, Максим Лапшин, Артем Маренков, Михаил Саркисянц

Логистика, учет и хранение
Дарья Кривцова, Екатерина Софронова

Медиаспециалист
Серафима Монахова

Выставка организована при участии

Государственного музейно-выставочного центра РОСИЗО
Государственного музея В. В. Маяковского
Государственного Русского музея
Государственной Третьяковской галереи
Госфильмофонда России
Коллекции Пьера-Кристиана Броше
Московского музея современного искусства
Музейно-выставочного объединения «Манеж»
Музея архитектуры имени А. В. Щусева
Музея космонавтики в Москве
Мультимедиа Арт Музея, Москва
Объединенного мемориального музея-заповедника Ю. А. Гагарина
Союза художников России
Тверской областной картинной галереи
Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств
Sobolevarchive и Галины Метельченко


Видеотур

{"width":963,"column_width":89,"columns_n":9,"gutter":20,"line":10}
default
true
512
1100
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Diagramatika Text; font-size: 20px; font-weight: 400; line-height: 20px;}"}