Антикапиталистическая антиутопия о джазе, роботах и рабочем классе. Специальный показ в программе «Закат в сто сорок солнц».
Гибель сенсации
- Дата:
26 ноя 2023
- Возрастные ограничения
- 12+
Гибель сенсации
1935, Александр Андриевский
СССР
85 мин., рус.
В ролях: Сергей Вечеслов, Владимир Гардин, Мария Волгина, Анна Чекулаева
Инженер Джим Рипль берет в руки саксофон, начинает играть — и окружающие его роботы, огромные и угловатые, несколько неуклюжие стальные мойдодыры, вдруг оживают. Джим изобрел этих роботов сам в надежде, что их появление на фабриках облегчит жизнь простых людей, погубит капитализм резким удешевлением труда. У капиталистов, впрочем, несколько другие планы — и погибнуть обречен не столько буржуазный строй, сколько сама произведенная Риплем сенсация.
Кадр из фильма «Гибель сенсации», 1935
Когда смотришь Андриевского, становится понятно: он ангажирован не идеологией, а логикой здравого смысла. Вера у него только одна — в силу человеческого духа.
— Асса Новикова, «Сеанс»
Один из лучших ранних советских звуковых фильмов (а какую музыку для него написал Сергей Василенко!), «Гибель сенсации» по праву может считаться и одним из первых в отечественном кино подрывных опытов в жанре научной фантастики. Подрывных нешуточно: если при поверхностном взгляде в ленте может мерещиться пропаганда против западных ценностей, то стоит всмотреться пристальнее — и выяснится, что своей изысканной и сложно снятой историей о роботах и изобретшем их джазмене-самоучке режиссер Александр Андриевский говорит о тупике воображения, в который завел рабочие и крестьянские массы сталинский строй. Строй, которому даже в жанре фантастики не удается предъявить ничего принципиально нового, кроме буржуев и их злодейств. Андриевский, впрочем, снимает детали условного Запада так любовно и стильно, что переворачивает посыл с ног на голову.