Индекс подобия.
Программа кинопоказов
Айронлэнд, 2021
Лукас Бамбози
97 мин.
Предоставлено автором
В документальном фильме бразильского художника и режиссера Лукаса Бамбози рассказ ведется от лица вымышленного персонажа — географа Камилы, которая возвращается в свой родной штат Минас-Жерайс, прожив много лет в США. Камила оказывается дома в разгар экологической катастрофы, которую автор называет не иначе как экологическим преступлением. В ноябре 2015 года прорыв дамбы на руднике Бенту-Родригес разрушил часть города Мариана и смыл с лица земли целые деревни. Семнадцать человек погибло, а в реку Риу-Доси попали ртуть, мышьяк и хром, погубившие все живое не только в воде, но и на протяжении 500 км от места прорыва до атлантического побережья. До следующей, еще более страшной катастрофы оставалось несколько лет: в 2019-м разрушится дамба в Брумадинью, погибнет более 300 человек. Возвращение Камилы обернулось путешествием по следам селевого потока, по опустошенным пейзажам и покинутым деревням. Становясь свидетельницей боли и утрат родного края, она постепенно меняется и сама, в конце концов принимая решение превратить борьбу с преступлениями против земли и людей в дело своей жизни.
Краби 2562, 2019
Бен Риверс
Аноча Сувичакорнпонг
93 мин.
Предоставлено авторами
Рефлексируя над жанром этнографического кино, дуэт британского художника и тайской кинематографистки собирает мифопоэтический образ Краби — южной провинции Таиланда. В игриво-ускользающей оптике фильма соседствуют сверхъестественное и повседневное, мифическое и реальное, прошлое и настоящее, документальное и художественное. Ландшафты Краби, которые плавно разворачиваются перед зрителем вместе с сюжетами местных сказаний, словно открывают временны́е разломы — в одном из них бесследно исчезает главная героиня, а из другого выглядывает будто бы оживший спустя десятки тысяч лет неандерталец.
Третья степень, 2018
Йоргос Зоис
32 мин.
Предоставлено автором
В отдаленном будущем люди, вынужденные покинуть Землю, продолжают ловить с нее загадочные сигналы. Зритель следует за экспедицией археологов, которые отправляются на поиски передатчика. Группа попадает в заброшенный аэропорт «Элиникон» под Афинами, где когда-то находился лагерь беженцев. Интерьеры здания напоминают о модернистской нетерпимости к природе, возможно, как раз и лишившей человечество родной планеты. С чистыми линиями функциональной архитектуры контрастируют хаотичные следы былой жизни — разбросанные по полу бумаги, остатки палаточного лагеря, вездесущая паутина. Проходя комнату за комнатой, археологи изучают верхний пласт истории — палимпсест из открыток, надписей на стенах, аудиозаписей в найденных устройствах и прочих артефактов. Описание катаклизма, заставившего людей покинуть Землю, медитативная короткометражка греческого режиссера оставляет за кадром. Главный акцент фильма — на человеческой памяти, в которой соседствуют и отражаются друг в друге личные переживания, социально-политические обстоятельства и глобальные процессы. Смешивая жанровые элементы философского видеоэссе и научной фантастики, автор размышляет об изгнании на индивидуальном, национальном и планетарном уровнях.