
Как искусство путешествует с выставки на выставку?
9 вопросов арт-хендлеру
Кто такой арт-хендлер? Это специалист, который непосредственно работает с произведениями искусства. Если хранители следят за состоянием работ, ведут учет, готовят их к выставкам и документируют все передвижения объектов, то в обязанности арт-хендлеров входят упаковка и распаковка работ, их подготовка к монтажу, сам монтаж и демонтаж в экспозиции, а также подготовка к транспортировке и многое другое. На всех этих этапах главное, о чем заботятся и арт-хендлеры, и хранители, — это безопасность и сохранность доверенных им работ.
О специфике работы с произведениями современного искусства в «
Автор текста
Ольга Дружинина — куратор Центра художественного производства «Своды».
Текст подготовлен по результатам интервью с Андреем Беловым и Димитрием Елчиным.
Андрей Белов и Димитрий Елчин — арт-хендлеры фонда

Фото: Аня Тодич
Как вы сами определяете суть профессии арт-хендлера?
Это собирательная профессия, представители которой должны разбираться во многих аспектах. В первую очередь знать, какие материалы и как именно могут применяться при работе с произведениями искусства. Уметь работать руками, потому что мы, например, подкрашиваем, подкручиваем, пересобираем конструкции. Арт-хендлеры разбираются в электрике, ведь в объектах современного искусства могут использоваться электродвигатели и устройства, генерирующие или воспроизводящие звук. Другими словами, мы поддерживаем и продлеваем жизнь произведений искусства.
Вообще арт-хендлер — это человек, который так же творит, как творят художники. У автора есть определенная художественная задача, а мы помогаем ее решать, принимая самое непосредственное участие в его работе — буквально руками. Еще нас можно сравнить с врачами: очень аккуратные руки, много терпения и, как правило, плохой почерк.


Фото: Вадим Штэйн
Этот материал был опубликован в рамках регулярного издания Центра художественного производства «Своды», газеты «Своды: А2».
Получают ли арт-хендлеры специальное образование?
В России школы арт-хендлеров пока нет. Есть двухнедельные курсы, но за столь короткий срок невозможно понять и полюбить это направление. Некоторые учились за рубежом или у иностранных специалистов, которые приезжали и проводили курсы. Но самое главное познается на практике, и многие специалисты просто передают навыки из рук в руки. Большинство арт-хендлеров Дома культуры «
Как упаковывают произведения искусства?
Для упаковки используют особые бескислотные материалы, которые не выделяют никаких химических соединений и потому не воздействуют на сам объект. Обычные материалы (например, воздушно-пузырьковая пленка и гофрокартон, которые используются при переезде) тоже применяются, но [только для внешней упаковки]. В этом случае для полной безопасности работы ее могут сначала упаковать специальным образом. Для упаковки больших предметов и инсталляций предварительно составляют почти архитектурно-инженерный план: делают замеры и расчеты, в которых учитывают самые опасные для объекта моменты, собирают деревянные или металлические каркасы, которые изнутри могут быть выложены вспененными материалами. К выбору материалов подходят очень внимательно — например, дерево должно быть определенной влажности — не сухим, но и не сырым, обработанным защитными растворами, чтобы не появился грибок и насекомые. Недавно мы упаковывали работу, состоящую из множества хрупких и подвижных элементов. Как и обычно в таких случаях, сначала мы заполнили пустоты специальным материалом, а затем зафиксировали объект так, чтобы его отдельные части не двигались. При этом толщину этого материала мы подбирали так, чтобы не было лишнего давления и риска деформации.
Работа по упаковке проводится индивидуально для каждого произведения — все делается исходя из опыта, строгих расчетов и здравого смысла. Например, керамика боится лишнего давления, поэтому под каждый предмет вырезается ложемент — специальный вкладыш, закрепляющий объект в ящике при хранении или перевозке. Чтобы ложемент максимально повторял форму предмета, а значит, надежно защищал его без лишнего давления, его собирают послойно. Упаковка любой работы — тоже арт-проект, который требует креативного подхода.

Фото: Вадим Штэйн
Что самое сложное в транспортировке?
Прежде чем готовить экспонат к транспортировке, мы изучаем ее условия: какой транспорт, какой маршрут, на какое расстояние. На основе проведенного анализа вместе с хранителем предлагаем оптимальное решение. Конечно, невозможно обезопасить произведение искусства полностью, но можно уменьшить риски. Например, сделать двойные ящики: в такой конструкции внутренний ящик находится на демпферах, которые гасят колебания. Кроме того, ящики оснащены приборами, позволяющими контролировать состояние произведения искусства: датчиками переворота, удара, наклона. Очень сложно транспортировать крупногабаритные и тяжелые предметы. Нужно тщательно рассчитать нагрузки, определить центр тяжести, чтобы выбрать правильное положение при перевозке.

Вопросы обращения с объектами современного искусства, их сохранности, каталогизации, описания и архивации заботят и самих художников, и музейных сотрудников, и галеристов, и коллекционеров. Если в том, что касается «старого, классического» искусства, все уже проанализировано, методички составлены, специалисты обучены, то в сфере современного искусства — пока нет. Но определенный опыт уже накоплен, и он разнообразен — как разнообразны форматы и медиумы самого́ современного искусства. Центру художественного производства «Своды» хотелось собрать этот опыт под одной обложкой и посмотреть на вопросы, проблемы, возможные варианты решений глазами всех заинтересованных лиц.
Фото: Аня Тодич
Кроме упаковки, распаковки и подготовки к транспортировке вы еще занимаетесь непосредственно монтажом произведений в выставочном пространстве. Какие есть тонкости в развеске графики, живописи, текстиля?
Графические работы нельзя переворачивать, их нужно всегда располагать лицевой стороной наверх. Можно поднимать строго вертикально только в случае крайней необходимости — например, когда нужно снять замеры с оборотной стороны работы. С живописью также есть множество нюансов: красочный слой, лепнина на раме, натяжение холста и т.д. Кроме того, такие картины, как правило, крупноформатные, поэтому с ними труднее работать. Когда полотно невозможно пронести в дверной проем, производятся работы по раскантовке: снимают с подрамника, наматывают на вал и в таком виде заносят в выставочное пространство. Затем все происходит в обратном порядке: натягиваем на подрамник, вставляем в раму и вешаем. Как правило, это происходит в присутствии хранителя и реставраторов, которые обозначают уязвимые места, где может осыпаться красочный слой, перегнуться холст. Мы предлагаем варианты, как этого избежать.
Текстильные произведения очень часто размещаются без подрамника, поэтому их подкалывают, подшивают. Все делается очень аккуратно, чтобы не повредить ткань: например, если прокалываем иглой, то между нитями.


Фото: Даниил Анненков
Развеску живописных и графических работ представить проще. А как собирают и разбирают инсталляции?
Инсталляции обычно приезжают в разобранном виде, иногда сопровождаются инструкцией по сборке от автора работы. Часто такие заметки написаны от руки, неразборчивым почерком, и из них не всегда очевидно, как конкретно должно выглядеть произведение в собранном виде. Тогда арт-хендлеры обращаются к своему опыту и навыкам и предлагают решение, которое иногда может даже несколько отличаться от первоначального замысла художника. Безусловно, такие решения согласовывают с автором или его наследниками.
Когда инсталляцию разбирают, фиксируют каждый этап: фотографируют (в том числе то, как работа разложена по слоям в ящике), записывают видео, маркируют каждую деталь с комментариями, каким образом она соединяется с остальными элементами конструкции. Эта информация по окончании выставки отправляется обратно вместе с инсталляцией, чтобы в следующий раз ее было проще собирать. Составление такой инструкции — в большей степени задача хранителя, но мы принимаем непосредственное участие в ее решении.
Вы упомянули, как работаете с художниками. А с какими специалистами внутри институции вы взаимодействуете и каким образом?
Выпуск газеты «А2: Хранение» начался с огромного желания рассказать о работе, которую делают хранители и арт-хендлеры фонда
В первую очередь с хранителем, который постоянно присутствует при работе с произведениями искусства. Без хранителя мы даже не открываем ящик с предметом. Каждый этап процесса фотографируется: открыли крышку, сняли верхний слой упаковки, достали работу и так далее. Мы вместе обсуждаем все решения, связанные с упаковкой, подготовкой к транспортировке, монтажом. Поэтому так важно взаимопонимание между хранителем и арт-хендлером. Еще мы тесно работаем с продюсерами, техническими специалистами, а также кураторами: их присутствие на выставочной площадке во время монтажа тоже обязательно, поскольку именно они, иногда вместе с авторами, принимают решение о расположении объектов в экспозиционном пространстве.


Фото: Даниил Анненков
Приходится ли вам заниматься восстановлением произведений искусства?
Да, такие задачи нас тоже не обошли стороной. Более технические проблемы — устранить нарушения в работе двигателей, обновить конструктивные элементы, починить механизмы вращения, движения — мы решаем сами, а более тонкие — реставраторы. Другими словами, подправить раму у картины можем мы, а холст — только реставраторы. Из недавних примеров — работа Вячеслава Колейчука «Двойная спираль», которая была показана на выставке «Квадрат и пространство. От Малевича до
Что самое важное в работе арт-хендлера?
Важно найти контакт и взаимопонимание с художником и коллегами, быть со всеми на одной волне. Поэтому одно из главных личностных качеств арт-хендлера — умение сохранять спокойствие, быть терпеливым.